Вопрос. Возглавляемая министром обороны Армении делегация 26-27 апреля участвует в проходящем в Москве 6-м форуме по вопросам международной безопасности. Можно ли сказать, что этот форум положительно скажется, в том числе, на урегулировании Карабахского вопроса и каким образом?
Ответ. 26-27 апреля Министерство обороны Российской Федерации провело VI Московскую конференцию по международной безопасности. Начало регулярным встречам в Москве руководителей оборонных ведомств и экспертов в сфере обороны было положено в 2012 году с целью создания площадки для обмена мнениями по ключевым проблемам глобальной и региональной безопасности, укрепления взаимного доверия, развития сотрудничества. За пятилетний срок, нужно заметить, конференция стала авторитетным форумом, обеспечивающим открытые дискуссии по широкому кругу актуальных вопросов международной безопасности и военного сотрудничества. Разумеется, и в программе прошедшей конференции главной темой стал международный терроризм. Явление, которое по-прежнему остается одной из основных угроз миру и стабильности во многих регионах планеты. В центре внимания, конечно, были и другие злободневные проблемы глобальной и региональной безопасности, требующие совместного объективного анализа и определения возможного взаимодействия между оборонными ведомствами.
А они затрагивают Европу, Центральную Азию, Азиатско-Тихоокеанский регион, Ближний Восток, Северную Африку и пр. Как и в прошлом году, форум был более чем представительным, из свыше 700 гостей – 500 иностранцев, в их числе: 24 министра обороны, руководители 7-и международных организаций, в т.ч. ООН, ОБСЕ, ШОС, ОДКБ, СНГ, 14 заместителей оборонных ведомств. Локальной интригой форума явилось то обстоятельство, что генеральный директор Организации по запрещению химического оружия Ахмет Узюмджю, вопреки ожиданиям, в Москву не приехал. Между тем его участия в работе конференции ждали в связи с историей по применению химического оружия в Идлибе и обострению по причине этого ситуации в Сирии. Однако и без него тему не обошли стороной. Были даны оценки односторонним действиям США. К примеру, министр иностранных дел России Сергей Лавров сказал: «Недавний ракетный удар США по авиабазе «Шайрат» на территории Сирии, который стал грубым нарушением международного права и актом агрессии против суверенного государства, усугубляет имеющиеся проблемы, отдаляет перспективы формирования широкого антитеррористического фронта».
Примерно в том же русле и оценки министра обороны РФ. С весьма любопытным и тревожным заявлением относительно тактики террористических организаций выступил глава ФСБ России Александр Бортников: «Главари крупнейших международных террористических группировок, таких как запрещенные в России так называемые «Исламское государство», «Джабхат ан-Нусра», а также остатки ранее существовавших структур, подобных «Аль-Каиде», осознавая, что им грозит полное уничтожение в зонах их прежнего доминирования, начали менять свою тактику. В частности, они активизировали переброску боевиков в Афганистан, Йемен и вглубь Африканского континента, а также приступили к созданию там опорных пунктов и баз. Фактически речь идет о формировании новой масштабной террористической сети».
Примечательно, что на фоне указанных реальных вызовов, пока в Москве шла конференция, в Балтийских странах проводились воздушные учения Североатлантического альянса. В них принимали участие самолеты ВВС Германии, Нидерландов, Норвегии, Польши, Литвы. И буквально накануне в Эстонию прибыли новейшие истребители F-35 из США. Как говорится, у кого какие предпочтения. Естественно, форум не мог не затронуть достаточно острую тему противостояния Россия-НАТО. Как подчеркнул начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов: «По всей линии соприкосновения Россия - НАТО накапливаются наступательные вооружения. Наращивается емкость аэродромов и портов. За последние два года в Восточноевропейском регионе почти в два раза увеличилось количество мероприятий оперативной и боевой подготовки Объединенных вооруженных сил НАТО. Реализация планов по расширению альянса нарушает баланс сил в регионе, повышает риски военных инцидентов. Все эти действия блока носят деструктивный и провокационный характер».
На форуме, разумеется, не обошли вниманием и локальные конфликты, такие как на востоке Украины и т.п. Но сам формат конференции не подразумевает вынесение конкретных решений по тому или иному конфликту. Здесь основной акцент делается на то, что попытки разрешения подобных конфликтов военным путем подвергают опасности целые регионы и несут в себе угрозу разрастания большой войны, с вовлечением многих государств. Посему мирному, политическому решению таких конфликтов альтернативы нет. Именно на это сделал основной акцент и министр обороны Армении Виген Саргсян в своем выступлении: «Военные, хорошо понимающие последствия и цели войны, должны вернуть осознание того, что война не может быть естественным продолжением чего-либо. В XXI веке на принцип неприменения силы должен быть сделан основной акцент. На этом должны быть сконцентрированы усилия международного сообщества».
Наивно полагать, что подобные форумы в одночасье снимут напряжение во всех горячих точках земного шара, но они, безусловно, помогают преодолевать непонимание позиций сторон, способствуют шаг за шагом сблизить подходы, выработать единые критерии оценок различными сторонами. Одно бесспорно: пока военные разговаривают, орудия молчат. И чем больше таких площадок и дискуссий, тем спокойнее на линии фронта. Одно маленькое условие – ехать дискутировать по существу, а не лицемерить…