Вопрос. 84 конгрессменов США обратились с письмом к Дональду Трампу, призывая отклонить отрицающую политику Турции и признать Геноцид армян. Многие знаменитые голливудские звезды также высказались против официального признания геноцида. Предпримет ли Трамп шаги, которые могут поставить под угрозу отношения США и Турции?

Ответ. Трагическая и щепетильная тема геноцида, в данном случае геноцида армян в Османской империи, за прошедшие сто с лишним лет, к сожалению, не выполнила свою главную, историческую роль – на трагическом примере гибели полутора миллионов армян предотвратить повторение страшных преступлений против человечности, где бы то ни было еще. Вспомним, что официально термин «геноцид» определен в международной конвенции «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него», подписанной в Париже в 1948 г. С того же года геноцид признается ООН как международное преступление. Следует ли из этого, что события начала ХХ века нельзя называть геноцидом из-за отсутствия в ту пору самого термина и его определения? Конечно же нет, потому как в таком случае придется пересмотреть всю историю человечества лишь по причине того, что многие современные определения произошедшего до середины двадцатого века появились гораздо позже. Достаточно сказать только, что не термины впоследствии провоцируют события, а, наоборот, термины и определения возникают с целью дать всеобъемлющую характеристику того, что уже пережило человечество. Никак иначе. Преступления, как бы они ни назывались, совершались на протяжении тысячелетий, а именовались они везде по-разному, в зависимости от того, как их воспринимали народы, религиозные группы и пр. Сам термин «геноцид» ввел в обиход польский еврей Рафал Лемкин в

1943 году, но это вовсе не перечеркивает существующие до этого термины «егерн», «холокост» и т.д. Исходя из сказанного, за весь последующий период спор не о том, имели место трагические события или нет. Очевидное отрицать невозможно, да никто особо и не отрицает. Речь о признании подпадания произошедшего под определение международного права со всеми вытекающими последствиями. Вот чему, собственно, сопротивляется современная Турция – правопреемник Османской империи. Но и это, предположительно, не единственная причина. Принято считать, что референдум по конституционной реформе в Турции, прошедший буквально на днях, положил конец эпохе Ататюрка – современной, светской Турецкой Республике. Если даже соглашаться с таким утверждением, то по крайней мере до апреля 2017 года Турция не могла признать факт геноцида еще и потому, что тогда пришлось бы переписать всю собственную историю с конца девятнадцатого века по наши дни, отказаться от своих достижений, героев и много чего другого.

Ведь геноцид армян лишь номинально осуществлен в Османской империи, просто потому, что Турецкая Республика была формально провозглашена только в октябре 1923 года. По сути-то это дело рук тех же младотурков, которые в 1908 году свергли султана Абдул-Хамида II и захватили власть, а впоследствии создали партию «Единение и прогресс» и поддержали нового султана Мехмеда V, согласившегося с тем, что закончилась эра абсолютистского правления. Младотурки же не кто иные, как турецкие националисты, которые некогда провозгласили лозунг «Турция для турок», и с тех пор не приветствовалось многонациональное Османское государство. Не последнюю роль в переформатировании турецкого сознания сыграл, конечно же, Мустафа Кемаль, ставший впоследствии первым президентом Турецкой Республики и добавивший к имени титул отца всех турок – Ататюрк. Война с Италией 1911-1912 гг., затем две Балканские войны окончательно ослабили Османскую империю, и младотурки полностью захватили власть.

Этот исторический экскурс к тому, что к 1915 году Османская империя существовала практически формально, по крайней мере, ею уже правили младотурки, которые и несут ответственность за осуществление этнических чисток, истребление национальных и религиозных меньшинств, в том числе за геноцид армян. Именно потому кемалистская Турция не могла признать факт зверств, осуществленных соратниками самого Мустафы Кемаля. Могли бы списать все на Османскую империю и отмежеваться, руководители современной Турции, может быть, так бы и сделали, но это было невозможно совместить с почитанием отца всех турок Мустафы Кемаля.

Многие десятилетия армяне всего мира добиваются признания факта геноцида армян в Османской империи. Ряд стран уже признали, соответствующие резолюции приняли многие парламенты, а также отдельные международные организации. И этот процесс продолжается, хоть и может казаться, что видимых результатов он не приносит. Не соглашусь, потому как все зависит от того, что именно считать результатом? Если иметь в виду компенсации потомкам угнетенных, это может произойти лишь в одном случае, если сама Турция признает факт геноцида именно как продуманное государственное преступление.

В противном случае, если даже еще десятки стран признают факт геноцида, это ничего не изменит. На мой взгляд, главное самому быть уверенным в своей правоте и не переставать обозначать проблему геноцида армян в ее общечеловеческом, гуманитарном значении. Ну а потомки жертв страшного преступления вполне могут в индивидуальном порядке в судах отстаивать свои претензии на компенсацию морального и материального ущерба. В другом раскладе, как это происходит в течение десятилетий, вопрос признания геноцида армян становится разменной картой в руках политиков, которые об этом вспоминают, когда конъюнктура диктует необходимость оказать давление на Турцию или же тешить самолюбие армян.

Вообще, как мне представляется, признание факта геноцида, особенно странам, назначившим самих себя воплощением концентрации общечеловеческих ценностей, неким эталоном для подражания, нужно больше, чем Армении. Армения никому ничего не должна просто потому, что те признают геноцид, это они должны человечеству, в том числе и армянам, проживающим на своей территории, своим ценностям, в конце концов. Посему признанию факта геноцида хоть Трампом, хоть кем-то еще не стоит придавать такого уж эпохального значения. Последовательная требовательность армян к вопросу признания геноцида играет другую, куда более важную роль: эта борьба несет в себе мощный посыл всему армянству, тем самым консолидируя диаспоры и способствуя сохранению идентичности. Порой это даже больший мотив, чем какой-либо другой.

Память о геноциде сохраняет армянские корни даже у тех потомков выселенных, которые в силу обстоятельств не говорят уже на армянском, соответственно, не читают и не приобщаются к армянской культуре в нужной мере. Что касается Армении как государства, на мой взгляд, она не должна вопрос признания геноцида армян ставить в основу выстраивания международных отношений, равно как и не должна обходить эту тему, если кому-то захочется выдвинуть подобное предусловие.

Повторюсь, никакого значения не придаю: признает Трамп геноцид или нет. И в случае с признанием, и в случае с непризнанием в основе будут лежать интересы Америки, но никак не армянского или турецкого народа.

Не удивлюсь, если в своей неуемной борьбе с тенью Ататюрка Реджеп Тайип Эрдоган сам признает факт геноцида, как совершенные режимом кемалистов преступления против сограждан. Турецкий лидер уже сейчас «воспринимает события 1915 года с точки зрения общей боли…». Далековато пока от признания этих «событий» геноцидом, но не дальше, чем в речах всех президентов США, где проживает вторая по величине армянская диаспора. И, как мне кажется, Эрдогану куда тяжелее произносить даже эти слова (имею в виду общественное мнение, которое 100 лет приучали к отрицанию), чем Дональду Трампу не признавать. Однако… Это к сведению любителей сжигать флаги в качестве демонстрации, как им кажется, собственного всесилия что ли. Глупая и никудышная затея, если и подчеркивающая что-либо, то точно не зрелость.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.