В апреле нынешнего года исполняется 25 лет установлению дипломатических отношений между Азербайджаном и Россией. В связи с этой датой азербайджанский ресурс Yeni Musavat взял интервью у бывшего президента Азербайджана Аяза Муталибова. В интервью имеются любопытные для армянского читателя моменты. Более того, впервые затрагивается тема недавно появившегося в сети видео с разоблачением Агдамской трагедии азербайджанским военным журналистом Чингизом Мустафаевым.
Лейтмотивом интервью проходит мысль о том, что причиной «потери» Карабаха для Азербайджана стала смена власти. То бишь — изгнание самого Муталибова из Азербайджана. Про коренное армянское население края и тотальное попрание его прав речь в интервью, разумеется, не идет.
Муталибов напоминает, что в экономическом и политическом аспектах Россия является богатой и процветающей страной, и многие желают воспользоваться ее ресурсами. Для соседних государств данный факт открывает экономические и транзитные перспективы. «Мы должны воспользоваться этими возможностями», — призывает Муталибов. Кроме того, более одного миллиона азербайджанцев работают в России и, используя их возможности, Азербайджан, по его мнению, может преодолеть экономический кризис.
Экс напоминает, что отрыв от России и выбор в пользу Турции, являющейся членом НАТО, стали ключевыми факторами в «потере» Карабаха. «Мы могли бы достичь большего преимущества. Но заняли антироссийскую позицию», — сокрушается он.
По поводу постоянной критики в адрес России, в особенности в связи с потерей Карабаха, Муталибов придерживается мнения, что это — позиция некоторых азербайджанских политиков, а не народа. «Потеря Карабаха не связана с Россией. Наши земли захватили армяне. Подобные сведения распространяются для того, чтобы показать, что за армянами стоят русские. Цель этих заявлений — напугать азербайджанцев. Наоборот, если мы будем вести правильную политику, русские будут на нашей стороне, потому что Азербайджан ближе к России и ее интересам». По его мнению, ведя правильную политику «по изгнанию армянских боевиков», Карабахский вопрос мог бы быть решен мирным путем.
Небольшая ремарка. «Мирный путь», о котором рассказывает Муталибов, — это печально известная операция «Кольцо», сопровождавшаяся убийствами, разбоем и тотальной депортацией коренного армянского населения Арцаха. В отличие от других азербайджанских политиков, как нынешних, так и бывших, в этом вопросе Муталибов действительно говорит правду: советская армия и внутренние войска активно использовались азербайджанцами для деарменизации Арцаха, а вовсе не «воевали за армян». Некоторое время назад Муталибов уже рассказывал в азербайджанской прессе о своих тогдашних «подвигах»:
«В свое время с помощью русских (здесь и далее выделено мною — Пандухт) мы смогли очистить от армян (! — П.) около 30 сел вокруг Гянджи, что впоследствии спасло наш древний город от оккупации. Мы были близки даже к освобождению всего Карабаха, но внутренние распри, разногласия, междоусобицы свели на нет наши старания».
Уточню: в ходе операции «Кольцо» было разорено не 30, а 24 армянских населенных пункта; здесь Муталибов просто старается преувеличить свои деяния.
Но вернемся к нынешнему интервью.
Говоря об Агдамской трагедии, Муталибов уверен, что ее могло не случиться, если бы азербайджанцы выступали «единым фронтом», а не занимались борьбой за власть. «Помощь, оказываемая Ходжалу, шла в ином направлении. Ходжалу остался без помощи. К сожалению, ведя борьбу против правительства, они оставили передовую без руководства, воспользовавшись кровавой бойней».
И, наконец, плавно подходим к вопросу о видеоматериалах Чингиза Мустафаева, которые, по мнению интервьюеров из Мусавата, в преддверии годовщины Агдамской трагедии «вызвали ненужные споры» в азербайджанском обществе.
«Я знаю о съемках Чингиза. Из его съемок получается, что среди участников массового убийства ходжалинцев были и наши изменники. Мне не удалось провести тщательный анализ фактов из съемок Чингиза, опубликованных недавно в социальных сетях. Было бы лучше, чтобы материалы Чингиза проанализировали власти Азербайджана. Речь идет о национальном предательстве».
От себя отмечу, что, выдавая информацию Чингиза Мустафаева за некое для себя открытие, экс, безусловно, лукавит. Потому что о материалах, связанных с Агдамской трагедией, смелый журналист, будучи в то время доверенным лицом Муталибова, информировал его лично. Как рассказывал биограф первого президента Азербайджана Кирилл Столяров в своей книге «Распад: от Нагорного Карабаха до Беловежской пущи», Ч. Мустафаев, пролетевший на военном вертолете над Ходжалу, отчитываясь Муталибову, рассказал о том, что «заснять на пленку трупы в Ходжалу ему не удалось, потому что убитых там вообще не было в помине». Вот тогда-то Муталибов и предупредил Чингиза: «Никому не говори ни слова о том, что приметил неладное, иначе тебя убьют».
Более того, на Муталибове лежит персональная ответственность за Агдамскую трагедию. Ведь это именно он в то взрывоопасное время принимал решение о размещении бежавших от погромов в Узбекистане турок-месхетинцев именно на территории полыхающего огнем Арцаха. Этим Муталибов преследовал сразу несколько целей. Во-первых, создание форпоста в непосредственной близости от Степанакерта для взятия арцахской столицы в стальные клещи. Во-вторых — искусственное изменение демографической ситуации. В-третьих — полное прекращение работы Степанакертского аэропорта — единственных ворот для блокированного Арцаха во внешний мир.
Если прибавить к этому организацию и осуществление кровавой операции «Кольцо» и преступные приказы Муталибова на обстрелы армянских населенных пунктов Арцаха, можно констатировать, что у экса руки по локти заляпаны кровью — как армянской, так и собственных соплеменников и турок-месхетинцев.
Однако, как показали дальнейшие события, ни одному из преступных планов Муталибова не суждено было сбыться: стратег из экса оказался никудышный. Впрочем, как и государственный лидер. Не говоря уже о человеческих качествах экса, в панике удиравшего в Москву, бросив в Баку на произвол судьбы собственную жену и детей.
Что же касается прогнозов относительно возобновления боевых действий в Арцахе, которые Муталибов дает в завершении интервью, то они вряд ли вызовут интерес у читателей по обе стороны границы: в данном вопросе от змеи с раскрошившимися зубами и «пережившей» собственный яд, уже давно ничего не зависит.