Вопрос. В армянской прессе уже много пишут о том, что представители правящей партии начали процесс подкупа избирателей. Если раньше в избирательном округе был только один кандидат власти, т.е. один раздающий деньги, то теперь таких десятки. Говорят о 20-30 тысячах драмов, приводятся имена конкретных людей. Несмотря на это, правоохранительные органы не реагируют на эти публикации. К чему может привести тотальный подкуп избирателей, и можно ли в таких условиях вообще говорить о выборах?
Ответ. То, что в Армении парламентские выборы, за редкими исключениями, проходят с вопиющими нарушениями принципов свободного, честного и прозрачного волеизъявления, ни для кого не секрет. Посему опасения по поводу возможного повторения привычного уже (со знаком минус) сценария нельзя относить к безосновательным фобиям. Это было, и нет никаких гарантий, что на сей раз все будет пնо-другому. Когда выборы – это не стремление брать груз ответственности за судьбу страны, за обеспечение достойного проживания её граждан, а гонка за право распределять скудные ресурсы в угоду личным и групповым интересам узкого круга привилегированных, они по умолчанию подразумевают нечестные ходы, так сказать, битву за выживание.
Другой вопрос, что после подобной битвы, как правило, на грани выживания оказывается все население. Однако имеем то, что имеем: лозунги о необходимости проведения честных выборов и отсутствие предпосылок для осуществления декларированных намерений. Тем не менее на данном этапе считаю избыточным иногда напоминающий истерию фатализм, дескать, уже все началось, повсеместно скупаются голоса избирателей, вовсю работает механизм фальсификаций и пр. Опасения, несомненно, есть, но сам факт невозможно установить на этапе, когда еще не закрыт даже период подачи заявок об участии в выборах политическими партиями и их объединениями. Просто время еще не подошло, потому не очень понимаю, как правоохранительные органы могут заняться поднятым вопросом. Ведь распространяется информация об опасениях и пока лишь намерениях, что если и тревожно, но недоказуемо в правовом поле. Вполне можно допустить, что на данном этапе имеем дело и с намеренными вбросами и дезинформацией, цель которых – ставить под сомнение легитимность предстоящих выборов. Не думаю, что по большому счету это полезно для страны. Опасения и горький опыт, на мой взгляд, должны подвигнуть общество и политические силы на создание необходимых механизмов надлежащего контроля, мониторинга всего выборного процесса в целом.
Идущие на выборы партии и их объединения должны договориться о совместных усилиях на этом поприще, вне зависимости от разницы во взглядах, подходах во внутренней и внешней политике. Подобная объединяющая идея, бесспорно, будет поддержана обществом и может стать хорошей площадкой для строительства гражданского общества, механизмов его укоренения. Приветствую также различные инициативы общественных организаций об участии в процессе мониторинга предвыборной кампании, самого голосования и подсчета голосов. За два месяца до выборов не в грудь себя надо бить, а включиться в создание механизмов, способных ставить заслон перед всяческими попытками переписать результаты свободного волеизъявления избирателей. Все остальное – банальное сотрясение воздуха, не имеющее ничего общего с чаяниями общества. Что касается ситуации, когда в каждом избирательном округе будут принимать участие сразу несколько «любителей» подкупа лояльности избирателей, даже немного забавная история получается.
В основной своей массе это люди, которые сколотили состояние и имеют определенное влияние благодаря монопольному использованию или ресурсов, или рычагов и связей. В системе «рейтингового» соперничества монополистов (одиозные кандидаты) несколько, а монополия (избиратель) одна. Получается, что придется поневоле принимать участие в своеобразном тендере, которые многие из них привыкли выигрывать в борьбе с вымышленными конкурентами. Теперь-то конкуренты реальные, более того, по нраву такие же. Любопытно. Посмотрим, как все будет происходить на практике. Одно очевидно: если избиратель вдруг посчитает, что такая конкуренция за его голос открывает перспективы задрать цену на него и сорвать куш, это будет очень печальным исходом. Выигрыш на продаже голоса всегда оборачивается большим проигрышем. Помните отрезвляющую истину – в итоге в выигрыше всегда игорное заведение, а участь каждого везунчика – карточный долг, по которому не платить нельзя.