Одной из основных проблем Армении называется коррупция и слияние власти и бизнеса. Результатом этого является олигархическая модель экономики, что вкупе с существующими объективными проблемами Армении (маленький рынок, коммуникационные проблемы) мешает привлечению инвестиций и экономическому развитию страны.

Оценки международных организаций

На днях международная организация Transparency International опубликовала свой очередной доклад “Барометр мировой коррупции”. И результаты доклада оказались неутешительны для Армении: согласно ему, республика входит в число стран с наиболее серьезными проблемами коррупции.

Жители Армении отметили высокий уровень коррумпированности членов парламента, высокий уровень взяточничества в стране, а также слабую борьбу с коррупцией и негативную гражданскую среду в плане антикоррупционных действий. Так, 37% респондентов причисляют коррупцию к трем основным проблемам страны, 42% - относят членов парламента к наиболее коррумпированным представителям власти, а 65% опрошенных недовольны уровнем борьбы с коррупцией.

Несмотря на то, что 24% считают, что в Армении распространено взяточничество, из 10 человек только 1 сообщает о нем.

На проблему коррупции в стране внимание армянских властей и общества обратил и посол США в Армении Ричард Миллз. Он заявил, что коррупция в Армении может стать угрозой национальной безопасности. ”Коррупция может оказать негативное влияние на любую экономику, может подорвать демократию, верховенство закона и стать угрозой национальной безопасности”,- сказал Миллз.

Подход правительства к проблеме коррупции и монополий

Сами армянские власти признают наличие проблем. И о том, как они планируют решать проблему коррупции и слияния бизнеса с властью, развернулась интересная беседа в ходе интервью премьер-министра Карена Карапетяна ведущим телекомпаниям.

“Я убежден, что в борьбе с коррупцией необходимо максимально ликвидировать ту среду, которая создает эту возможность, потому что борясь с коррупцией и создавая еще одну структуру против коррупции, невозможно заставить коррупцию исчезнуть, если среда не меняется. И по нашему мнению, мы детально написали, какие действия мы будем осуществлять, чтобы эту возможность свести к минимуму и в налоговом и таможенном поле, и в поле постановлений правительства, и в поле закупок, и в поле иностранного финансирования, и в поле создания равных и понятных условий для бизнеса”,- заявил журналистам глава правительства.

Однако известный тележурналист Петрос Казарян заметил, что борьбу с коррупцией и монополиями затрудняет не отсутствие необходимой законодательной базы, а слияние властей и олигархов, которые оказывают властям существенную помощь во время выборов.

В ответ на это Карапетян заметил, что с учетом того, что армянский рынок маленький, так или иначе будут возникать доминирующие компании в некоторых сферах. Однако важно сделать так, чтобы это доминирование не достигалось с помощью административного рычага, дабы не создавать в обществе чувство несправедливости. “Поэтому борьба с монополией или противодействие ей состоит в создании равного, справедливого поля. А как будем бороться с коррупцией я сказал: мы должны изменить среду, чтобы и принятие решения сделать более прозрачным, понятным для общества. Если будут прецеденты, нужно использовать и применять тот закон, который существует, чтобы противодействовать”,- заключил премьер.

И добавил, что любой человек сегодня может импортировать любой товар, и если у него возникнут проблемы, то он может лично обратиться к нему (сайт правительства опубликовал контактные данные помощников премьера по разным сферам).

Чтобы понять важность заявления главы правительства, надо понять ситуацию, царящую в сфере импорта Армении, где большинство важных видов товаров разрешено импортировать лишь определённым людям и компаниям.

Законопроект о криминализации незаконного обогащения

Важным шагом в борьбе с коррупцией должен статьзакон о криминализации незаконного обогащения, который планируется принять до конца года. "Когда рост активов госчиновника значительно превышает его законные доходы, он должен быть подвергнут уголовному преследованию", - заявил Карапетян.

Параллельно с этим он поручил министру юстиции Арпине Ованнисян совместно с Центральным банком разработать в трехнедельный срок и представить на обсуждение правительства проект закона "Об ограничении наличных операций". "Фальшивые, так называемые, заимствования, фальшивые дарственные осуществляются в основном наличными платежами и делают процесс принципиально неподконтрольным. Во многих случаях становится непонятно, действительно ли представившее декларацию лицо реально получило указанные в декларации заимствования или нет", - заметилКарапетян.

Однако встает вопрос, готова ли власть действительно прибегнуть к наказанию тех госчиновников, которые живут не по средствам и которые содействовали сомнительным сделкам, нанесшим ущерб государству.

Так, до сих пор не ясно, кто будет нести ответственность за то, что химгигант “Наирит” был продан оффшорной компании, которая затем, под гарантии государства, получила кредит в 70 млн. долларов в Межгосбанке СНГ. И после того, как эта оффшорная компания, набрав много больше, чем сотню миллионов, отказалась выполнять все свои обязательства, армянские власти признались, что даже не знают, кто является собственником этой компании.

Другой интересный случай: идущий сейчас по поручению президента Сержа Саргсяна процесс передачи функций компаний «Секьюрити дрим», «Паркинг Сити Сервис» и «Локатор», в том числе распоряжение и управление финансовыми потоками, государству. СМИ и общественность неоднократно выражали критику в адрес данных компаний, в частности странного разделения доходов от штрафов за нарушение правил дорожного движения – 70% компаниям и лишь 30% государств. Ряд СМИ объясняли все это связями компаний с высшим руководством республики.

Примечательны и коррупционные скандалы вокруг ряда министров, например бывшего министра финансов и главы Госкомитета по доходам Гагика Хачатряна, который считается одним из богатейших людей Армении.

На этом фоне естественно, что заявления Карена Карапетяна о готовности к решительной борьбе с коррупцией вызывают сомнения у общества. Тем более, что на носу у властей парламентские выборы, где многие возможные фигуранты уголовных дел должны сыграть важную роль в обеспечении нужного результата.  

К тому же, надо учитывать сопротивление реформам и самой системы. “Надо признать, что вследствие прихода нового человека на пост премьера появилась большая группа обиженных людей. Если модель будет меняться, то число этих людей будет расти… Мы будем сталкиваться с ситуацией, когда в обществе будет расти количество людей, теряющих должности или денежные потоки. В то же время, перед новым правительством стоит сложная задача, поскольку ему предстоит доказывать обществу, что оно эффективно. Задача усложняется тем, что реформы, которые начинаются с очень болезненных изменений, следует проводить за несколько месяцев до выборов, а эффект от многих из них станет заметен только спустя годы”,- заметил в этой связи активно участвующий в процессах на своей исторической Родине известный российский бизнесмен и меценат Рубен Варданян.

В любом случае, Карен Карапетян должен доказать обществу, что борьба с коррупцией идет не только на словах, но и на практике. И что неприкасаемых для закона нет.

А пока в армянских СМИ публикуются статьи о том, как реализуется заявление премьер-министра о свободе импорта. И что хотя у новых импортеров на самой таможне проблем не было, однако нынешние монополисты прибегают к другим способам сохранения своей монополии. Например то, что сделал монополист в сфере импорта бананов в республику экс-глава Службы принудительного исполнения судебных актов (СПИСА) Армении Мигран Погосян.

В свою очередь Комитет по госдоходам уверяет, что оказал помощь данному импортёру.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.