В мире всё ещё активно обсуждают итоги президентских выборов в США и главным образом то, какой внешнеполитический курс будет осуществлять новый президент Америки Дональд Трамп. Особенно внимательно за этим следят страны Евросоюза. Их можно понять: следуя курсу "старшего брата", они вошли в жёсткую конфронтацию с Россией.
В этом отношении интересна позиция Германии — ведущей экономической державы ЕС, которую многие рассматривают как неформального лидера Евросоюза. И если канцлер Ангела Меркель была сдержана в своих публичных вступлениях и поздравила Трампа с победой, заявив о готовности сотрудничать на основе общих ценностей, то министры её кабинета были более откровенны. Они открыто выразили своё недовольство предвыборными заявлениями Трампа.
Так, накануне вечером отметалась министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен, решив, что она вправе давать уроки лидеру ведущей мировой державы. В частности, она призвала Трампа занять жёсткую позицию по отношению к России и в разговорах с Владимиром Путиным "не забывать ни про аннексию Крыма, ни про бомбардировки Алеппо". Министр обороны ФРГ также призвала Трампа не относиться к НАТО как к бизнесу.
Показательно следующее. На днях в Москве прошла международная конференция "Потсдамские встречи" с участием авторитетных российских и немецких политиков и экспертов. В ходе мероприятия произошла пикировка между министром иностранных дел России Сергеем Лавровым и послом Германии Рюдигером фон Фричем. Эти "встречи" вкупе с выступлениями спикеров из двух стран показали следующее.
- Официальный Берлин намерен продолжать курс на конфронтацию с Россией, даже несмотря на желание немецкого бизнеса и общества наладить сотрудничество и найти компромиссное решение существующих проблем.
- Москва не будет идти на какие-либо односторонние уступки ради нормализации отношений с Западом. Более того, Москва считает, что Европа не в состоянии осуществлять самостоятельную от Вашингтона политику.
И если в дни "Потсдамских встреч" ещё не было известно, кто станет новым президентом (не секрет, что власти европейских стран были за Клинтон), то заявление министра обороны ФРГ было сделано уже после победы Трампа. Так что слова Ляйен можно расценить как нежелание признать тот факт, что политика предыдущей американской администрации в отношении России могла быть ошибочной даже в том случае, если Трамп наладит диалог с Кремлём.
А это повлечёт за собой необходимость объяснять собственным избирателям, почему же тогда европейские лидеры слепо следовали указаниям "старшего брата" из Вашингтона, хотя основные экономические потери от конфронтации нёс Евросоюз, а не Соединённые Штаты.
Самой же Ляйен, как и послу Германии в РФ, столь ратующей за принципы и ценности НАТО, можно было бы посоветовать обратить внимание на процессы в союзной с Германией Турции, процессы, которые вряд ли стыкуются с принципами и ценностями НАТО, да и вообще с элементарными представлениями о демократии и правах человека. Однако о них министр обороны Германии предпочитает молчать в угоду реалполитики.
А ещё госпоже Ляйен не помешало бы побольше думать о гражданах и бизнесе своей страны, как это намерен делать новый президент США.