ЦИК Грузии еще подсчитывает голоса на парламентских выборах, которые состоялись накануне, но картина ясная. Экс-президент, одесский губернатор Михаил Саакашвили, несмотря на непозволительное как по грузинским законам, так и для отношений Тбилиси и Киева вмешательство в избирательную кампанию, не смог взять реванш после сокрушительного поражения четыре года назад, когда к власти пришла «Грузинская мечта».
Если на тех выборах «мечтатели» опередили «националов» на 14 процентов (54 против 40), то сейчас разрыв составляет 23 (49 против 26). Это притом что «Единое национальное движение» мобилизовало к урнам весь свой электорат (речь идет примерно о 300 000 избирателей), а правящая партия, по общему признанию, никак не оказывала давление на сторонников, оставляя за ними право свободы действий.
К слову, о свободе. Это не только первое слово в предвыборном слогане ГМ («Свобода, благосостояние, быстрое развитие»), но и действительно главное достижение нынешних властей, освободивших страну от физического и психологического гнета режима Саакашвили.
«При всей критичности по отношению к «Грузинской мечте» разве можно забыть, как, встречаясь с друзьями, или в семье, или по телефону мы боялись открыто говорить, дискутировать, обсуждать, – вспоминает в беседе с газетой ВЗГЛЯД руководитель НПО «Институт стратегии развития Грузии» Петрэ Мамрадзе. – Сейчас же главным вызовом для властей должны стать благосостояние и быстрое экономическое развитие. Благодаря тому, что Саакашвили нахапал в свое время за рубежом всяческих кредитов, внешний долг Грузии сегодня составляет 12,5 миллиардов долларов. Это очень много!»
«Конечно, ситуация с демократией сейчас лучше, чем при Саакашвили, – откровенно признает даже находящаяся в оппозиции к ГМ экс-спикер парламента Нино Бурджанадзе – Нет давления на бизнес, СМИ, партии. Впрочем, этого недостаточно. Например, нет реальной независимости судебной системы и государственных институтов».
Выборы закончились, но выборы... продолжаются. Дело в том, что в Грузии смешанная система формирования парламента. По партийным спискам избираются 77 депутатов, а в одномандатных округах – 73. Счет 49:26 в пользу ГМ – это по спискам. Что касается одномандатных округов, почти всюду лидируют представители ГМ, но о точной победе в первом круге можно говорить, по признанию исполнительного секретаря партии Ираклия Кобахидзе, примерно в 20 из 73.
То есть еще не совсем понятно, сможет ли ГМ сформировать правительство сразу же, получив по итогам выборов необходимые для этого 76 голосов. «Националы» надеются, что не сможет. «Итог этих выборов в том, что «Грузинская мечта» фактически проиграла – она не сможет сформировать правительство», – пророчествует «национал» Роман Гоциридзе, бывший президент грузинского Нацбанка.«Мы защитим свои голоса!»
Партия Саакашвили концентрируется сейчас на акциях протеста и подготовке ко второму туру. Первый митинг они провели у ЦИК уже в ночь на 9 октября. Баллотирующаяся в парламент жена Саакашвили Сандра Рулофс обвинила власти в фальсификации и заявила, что так правительство «хочет получить революцию».
«Мы защитим свои голоса!» – апеллирует она к сторонникам. О планах Саакашвили и его партии вывести своих на улицы и устроить баррикады в Грузии говорят давно. Власти при этом не только говорят, что защитят стабильность, но и не скрывают обиды на Украину, где так вольготно ведет себя и делает безобразные заявления по отношению к внутригрузинским процессам разыскиваемый на родине по четырем статьям УК (11 лет тюрьмы) украинский чиновник, экс-президент Грузии.
Кстати, о фальсификациях. И президентские выборы в 2013-м, и местные в 2014-м «Грузинская мечта», по всем наблюдениям, провела честно. Аналогично выглядит ситуация и сейчас. Ведь в тех же мажоритарных округах, будь у властей на это воля, вполне можно было «чуточку подсобить» своим кандидатам.
По данным ЦИК, представители ГМ, которые пойдут во второй тур, имеют по 40 процентов с большим «хвостом», то есть до 50 оставалось всего ничего... Но ГМ не стала мухлевать. И этим вызывает добрые отклики.В новом парламенте Грузии, таким образом, будут «мечтатели» и ЕНД. Не исключено, что в последний момент пятипроцентный барьер преодолеет ультраправый «Альянс патриотов». Местные обозреватели сетуют, что не преодолевают барьер традиционно прозападные «Свободные демократы» и Республиканская партия. Впрочем, ГМ, запомнившаяся как четким прозападным курсом, так и рациональным подходом к отношениям с Россией, подтверждает, что продолжит такой курс.
Отвечающая за внешние связи представитель партии Тамара Хулордава заявила, что «курс на приближение к стандартам Евросоюза и НАТО продолжится, это твердо зафиксировано и это наша цель». Что касается России, по словам Хулордавы, «мы должны быть прагматиками, мы ведем переговоры по экономике, культурным связям. Но факт, что 20 процентов нашей территории оккупировано. Есть красные линии, за которые мы не заступим».
Таким образом, следует полагать, что Грузия продолжит следовать на внешнем направлении с прежней динамикой и решая те же задачи – максимально приводить себя к стандартам ЕС и НАТО и, ожидая возможности в долгосрочной перспективе вступления в эту организацию, поддерживать прагматичные связи с северным соседом.