Если бы армянский офицер зарубил топором спящего азербайджанца, который учился с ним за границей, то этот офицер удостоился бы у себя на родине как минимум презрения. Если бы кто-нибудь из наших солдат похвастался, что убил 92-летнюю старушку и отрезал ей уши, в Армении он не вызывал бы никаких иных чувств, кроме отвращения. У армянского воина совершенно иное поведение. Он, будучи раненым, отправляет своих друзей в безопасное место, а затем дожидается приближения вражеских солдат и взрывает гранатой и себя, и противника.

Доброволец-армянин может позволить себе в мирное время часами проявлять недовольство своим социальным положением и окружающей его несправедливостью, обещая, что «хоть убей, он больше ни за что не пойдет воевать», но 2-го апреля встать с утра в очередь, чтобы отправиться на фронт. Таков характер нашего народа, перед которым не устоит никакой танк, никакой «Смерч» и никакой «Солнцепек».

Цивилизационные различия очевидны. И они, в конечном счете, при столкновении дают нам преимущество, потому что ненависть, ксенофобия, оправдание зверств ослабляют человека. Ильхам Алиев, я думаю, рано или поздно столкнется с судом своего народа не только за бессмысленные жертвы, но и за то, что в течение пятнадцати лет впитывал в сознание своего общества губительный яд ненависти.

Почему мы не можем использовать ту огромную энергию нашего народа во внутренней жизни? Одной из проблем, возможно, является то, что войну с посягающим врагом мы считаем объединяющим нас всех общенародным делом. А строительство сильного государства мы таким делом не считаем, и в этом вопросе ждем какого-то чуда, мол, с небес сойдет некий спаситель, расставит все по местам, и, таким образом, возникнет желаемое нами государство.

Энергию, которая делает нас сильными во время войны, в мирное время мы растрачиваем на такие бессмысленные ожидания и настолько же бессмысленные жалобы. Когда говоришь – солдаты это мы, все с этим согласны, но если сказать, государство это мы, многие начнут спорить – нет, это не мы, и укажут указательным пальцем на потолок. Но эта проблема, вероятно, решится параллельно со сменой поколения, и, конечно же, также и с помощью пропаганды. Мы нуждаемся не столько в патриотическом воспитании (здесь у нас нет проблем), сколько в государственном и гражданском просвещении.
И, в конце концов, главной гарантией безопасности является сильное государство.
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.