Между Азербайджаном и Грузией может начаться война за приграничные территории, как это уже было в 1918 году, и Москве надо быть готовой к новой ситуации.
«Экс-глава ЦРУ и Пентагона Роберт Гейтс выступая недавно на международном Каспийском форуме в Стамбуле, не исключил вероятность азербайджано-грузинского «вооруженного пограничного конфликта». Такой конфликт, как известно, возник между двумя закавказскими странами еще осенью 1918 года, и был связан с взаимными территориальными претензиями», - пишет Станислав Тарасов.
В публикации напоминается, что тогда Грузия претендовала на Закатальский округ, исторически населенный грузинами-ингилойцами и включенный в состав Азербайджана. Баку же в свою очередь претендовал на Марнеульский и Гардабанский районы Грузии, являющиеся регионом компактного проживания азербайджанцев.
«Конфликт вскоре перерос в интенсивные боевые действия, которые были приостановлены только советизацией двух республики, но не решившей, как показывают нынешние события, сути проблемы. В настоящее время в Азербайджане продолжает проживать небольшая грузинская диаспора, численность же этнических азербайджанцев в Грузии достигает 400 тысяч человек, значительная часть которых населяет названные выше приграничные Марнеульский и Гардабанский районы и, судя по событиям последних 10-15 лет, не испытывает удовлетворения по поводу собственного положения в этой стране», - сказано в статье.
«Кстати, в Баку время от времени раздаются призывы к созданию в Грузии азербайджанской автономии, предполагающей, как минимум, передачу диаспоре власти в регионе компактного проживания этого нацменьшинства», - отмечает Тарасов.
Сейчас же, как пишет бакинская газета «Эхо», азербайджанские специалисты опасаются, что Грузия предпримет недружественные шаги в отношении важнейших для страны инфраструктурных проектов - Трансанатолийского газопровода (TANAP) и железной дороги Баку-Тбилиси-Карс (Iron Silk Way). Причем, по мнению газеты, особенно уязвимым является проект TANAP, поскольку «Грузия пока официально не поддержала азербайджано-турецкий проект, который не просто приведет к началу поставок азербайджанского газа в Европу через турецкую территорию, но и потребует расширения Южно-Кавказского газопровода».
Как отмечает Станислав Тарасов, схема «неожиданных претензий» уже была апробирована Тбилиси при строительстве нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (BTC), и Баку, как пишет «Эхо», «не стоит обольщаться насчет грузинской улыбчивости». Первый звоночек уже прозвучал, когда новое правительство Грузии проявило интерес к ценам на газ и нефтепродукты, а также условиям контракта с Азербайджаном.
К тому же, как утверждает германский политолог Александр Рар, «президент Обама подал Грузии четкий сигнал того, что США больше не поддерживают вхождение Грузии в НАТО, и что США скорее уходят из региона, чем туда возвращаются». По его же словам, Тбилиси может пойти на «тихое признание того, что Абхазия, Южная Осетия пошли по своей дороге».
«В таком случае Тбилиси по тактическим соображениям и в целях повышения своего геополитического влияния в регионе может пойти и на признание независимости Карабаха», - сказано в публикации.
Так, в Закавказье начинает формироваться новая политическая повестка дня, когда в качестве передовой фигуры на геополитической шахматной доске выступает все же Россия. Поэтому нельзя исключать того, что Кремль, отказавшись от торгов о продлении аренды Габалинской РЛС, временно покидает предполагаемый «театр потрясений», чтобы получить «свободу рук» и, как в 20-х годах прошлого века, выставить потом на сцену свою новую кавказскую геополитическую стратегию, резюмирует автор.
Станислав Тарасов