Самый богатый армянин России построил бизнес, опираясь на семью и диаспору
Владелец группы «Ташир» Самвел Карапетян за последние несколько лет стал одним из «королей» российской коммерческой недвижимости. Бизнес Карапетяна начал стремительно расти после кризиса 2008-2009 годов. И новый кризис в российской экономике армянский бизнесмен рассматривает прежде всего как возможность для развития.
В прошлогоднем российском рейтинге миллиардеров Forbes Самвел Карапетян занимает 26-е место. При этом владелец «Ташира» стоит на первом месте в списке отечественных миллиардеров, чьи основные активы сосредоточены в сфере недвижимости. Он является самым состоятельным российским выходцем из Армении.
Если верить открытым данным, то Карапетян не занимается бизнесом, связанным с полезными ископаемыми, хотя список направлений деятельности группы «Ташир» весьма разноплановый.
Помимо строительства и управления жилой и коммерческой недвижимостью, это энергоснабжение и энергосбыт (ГК «Каскад»), кинопрокат (сеть «Синема Стар»), общепит (сети «Ташир пицца» и Mancho), финансовый сектор (Форабанк) и т.д.
Судя по данным Forbes, за последние пять лет состояние Самвела Карапетяна выросло в пять раз – с 750 млн долларов в 2010 году до нынешних 4,6 млрд долларов.
В опубликованном в начале прошлого года рейтинге «королей» российской недвижимости он занял второе место, пропустив вперед лишь своих главных конкурентов – Зараха Илиева и Года Нисанова («Киевская площадь»).
Маршрут Ташир — Калуга
Самвел Карапетян родился в армянском городе Ташире, который в советские годы назывался Калинино. Его родители были педагогами – отец преподавал математику и занимал должность директора школы, а мать работала учителем английского языка.
Окончив в 1986 году Ереванский политехнический институт, Самвел Карапетян сразу же становится главным технологом, а затем и директором завода эмалированной посуды на своей малой родине.
Одновременно Карапетян начинает заниматься бизнесом, создав через три года после окончания вуза многопрофильный кооператив «Зенит», занимавшийся производством резинотехнических, металлических и швейных изделий.
Спустя короткое время он смог купить завод, который возглавлял.
После развала СССР Карапетян решает переехать в Россию, сначала в Липецк (его кооператив в Ташире к тому времени активно сотрудничал с Новолипецким металлургическим комбинатом), а затем транзитом через Москву в Калугу, где началось рождение его бизнес-империи.
На накопленные еще в Армении деньги он начинает скупать активы местных предприятий.
«У меня был план: приехал – обосновался – победил», – с улыбкой вспоминал Карапетян о тех днях в одном из интервью.
Переломным моментом в карьере предпринимателя стала покупка в 1997 году компании «Калугаглавснаб» – бывшего советского предприятия, занимавшегося материально-техническим снабжением заводов и организаций Калужской области.
В числе контрагентов компании особое место занимали структуры «Газпрома» – именно это обстоятельство часто называют среди основных причин дальнейших успехов бизнеса Самвела Карапетяна.
Спустя два года «Калугаглавснаб» выступила ведущим учредителем ассоциации «Торгово-промышленная группа компаний "Ташир"».
Фото: advertis.info
К тому времени уже были приобретены и другие активы – Калужский завод железобетонных изделий, фармацевтический завод в центре города (на его месте в центре Калуги «Ташир» построил затем торговый комплекс) и ряд других.
Маршрут Москва — Армения
В начале прошлого десятилетия Самвелу Карапетяну стало тесно в Калуге, и он решил начать экспансию в Москву, где бизнесмену удалось наладить хорошие отношения со столичными властями — как при бывшем мэре Юрии Лужкове, так и с командой его преемника Сергея Собянина.
Следует отметить, что мало какой региональной компании удалось достичь в столице такого успеха, как «Таширу». Свидетельством этого являются некоторые знаковые проекты компании — торговые комплексы «Рио» и «Ереван Плаза».
Уже в 2012 году, по собственным оценкам, «Ташир» строил в столице 25% коммерческой недвижимости.
Одним из главных залогов успеха Карапетяна в Москве стала его опора на армянскую диаспору (бизнесмен использует это в работе и в других российских регионах).
«Стратегия у Карапетяна простая: в каждом городе обязательно есть какой-то армянин, который знает все правила игры», — рассказывал как-то один знакомый бизнесмена.
К примеру, свой первый московский участок Карапетян купил у одного из владельцев «Микомс-банка» Артура Аракеляна. «Ереван Плаза» на Тульской начинал строить владелец компании «Стинком групп» Геннадий Степанян (он сумел получить участок, а структуры Карапетяна построили комплекс и управляют им).
«Ереван Плаза». Фото: erika-bk.com
Входящий сейчас в структуру «Ташира» ТЦ «Европарк» принадлежал скандально известному бизнесмену и депутату Госдумы Ашоту Егиазаряну. А в «Москву-Сити» Карапетян пришел, согласившись проинвестировать и достроить объект главы Союза армян России Ары Абрамяна.
Самвел Карапетян не скрывает, что «Ташир» — это армянская компания и что армянская диаспора в России помогает ему.
«Мы помогаем друг другу и поддерживаем, когда нужно, но главное — никогда не мешаем. Я горжусь, что я армянин, горжусь своей семьей, своими детьми и бизнесом, который создал»,- заявил он в интервью Forbes.
При этом Карапетян тесно сотрудничает не только с армянской диаспорой России, но и с властями Армении, сохраняя связи со своей исторической родиной.
Недавно при его посредничестве удалось урегулировать конфликт между президентом Сержем Саргсяном и лидером партии «Процветающая Армения», одним из богатейших людей страны Гагиком Царукяном (Карапетян был посаженым отцом на свадьбе дочери Царукяна и сына нынешнего премьер-министра Овика Абрамяна).
Серж Саргсян (справа) и Гагик Царукян. Фото: azatutyun.am
Ради своей дружбы с другим известным армянским олигархом Самвелом Алексаняном (Карапетян крестил его детей) владелец «Ташира» в 2013 году даже приостановил действие договора об открытии гипермаркета французской сети Carrefour в принадлежащем ему крупнейшем в Армении молле DalmaGarden.
Причиной было то, что Алексанян является ведущим импортером в Армении и владеет крупнейшей в республике сетью супермаркетов, а приход Carrefour мог бы сильно сказаться на прибыли друга Карапетяна.
Кроме того, брат бизнесмена Карен Карапетян несколько лет был главой администрации президента Армении, а сейчас является депутатом парламента от правящей Республиканской партии Армении.
Однако сам Самвел Карапетян уверяет, что лично его политическая карьера не интересует.
Оператор ручного управления
Карапетян не любит давать интервью – за последние годы его выступления в прессе можно пересчитать по пальцам.
Как признался предприниматель в прошлогоднем интервью РБК, он управляет своим бизнесом в «ручном режиме», дотошно вникая во все подробности деятельности своих компаний, которых сейчас в группе «Ташир» насчитывается около 200.
Самвел Карапетян: «У нас все на ручном управлении» http://t.co/9DipJgiqnT
— rbknews (@rbknews) 31 января 2014
К примеру, он лично участвует в разработке интерьеров для своих торговых центров.
«Стараюсь максимально погружаться в текущие вопросы на каждом уровне и в каждом сегменте бизнеса. Мне важно курировать всю деятельность компании и понимать, как функционирует структура», – говорит Карапетян.
По его словам, для него главным показателем эффективности бизнеса является не оборот, а рентабельность — все проекты в области недвижимости должны окупаться максимум за три года.
«Наша маржа — это святое», – такого принципа придерживается владелец «Ташира».
С целью повышения рентабельности группа стремится к полной самообеспеченности. Холдинг не производит только цемент, арматуру и лифты с эскалаторами. Даже электроэнергию поставляет собственная компания «Каскад-Энергосбыт».
Другой «фишкой» армянского предпринимателя является негативное отношение к развитию бизнеса с помощью кредитования в коммерческих банках.
«Это в моем характере – не быть должным. И это моя принципиальная позиция. Мы могли бы направить все средства на расширение, но мы не торопимся – спокойно и поступательно движемся вперед»,- говорил Карапетян в интервью РБК.
Именно благодаря этому во время кризиса 2008-2009 годов Самвел Карапетян оказался одним из немногих крупных российских девелоперов, кому не пришлось продавать долю в бизнесе или закладывать ее банкам. Это позволило «Таширу» быстро удвоить размеры бизнеса.
Отцы и дети
Еще одной отличительной чертой Карапетяна является ставка на родственников, чего не любят многие бизнесмены.
«Не считаю, что семейный принцип ведения бизнеса обязательно обречен на провал. За 20 лет никто из моих многочисленных родственников меня не подвел. И не было ни одного случая, когда меня подвел бы армянин», – заверяет Карапетян.
Его отношение к семье типично для любого человека с Кавказа.
«Интеллигентная и очень трудолюбивая семья, я многое у них перенял. Родители создали для меня особую среду, с юных лет разъяснили, что главное в жизни — это быть порядочным человеком и держать слово», – вспоминает Карапетян.
В своих интервью бизнесмен не скрывает гордости своими детьми, которые должны продолжить его дело.
Старший сын отвечает за управление коммерческой недвижимостью в компании, а дочь управляет медиабизнесом и направлением в области индустрии развлечений – сетью кинотеатров «Синема Стар». Младший сын Самвела Карапетяна еще учится.
«Для меня было само собой разумеющимся, что мои дети войдут в бизнес. Это они знали, а главное, этого хотели. По-другому и быть не могло, никто из них даже абстрактно не представлял свое будущее в другом месте.
Думаю, что я их правильно воспитывал, с детства была создана соответствующая среда. Не баловал. Кроме того, есть фактор генов. Мои дети похожи на меня во всем. Я никогда не любил ночную жизнь, а работа, наоборот, меня вдохновляла. Я смотрю на них сейчас — они такие же», – отмечает Карапетян.
Как признается сам бизнесмен, он спокойно относится к богатству: «У меня нет яхт или раритетных картин. Конечно, мне нравится роскошь, но я никогда не зацикливался на ней и не делаю из нее культа».
Католикос всех армян Гарегин II вручает Золотую звезду меценату Самвелу Карапетяну. Фото: k-markarian.livejournal.com
Вероятно, поэтому Карапетян столь активно участвует в самых различных благотворительных проектах на территории Армении и России, считая это частью ответственности перед обществами этих стран. Например, он сделал крупные пожертвования в НКО «Центр “Амурский тигр”».
Что касается благотворительных проектов в Армении, то Карапетян входит в совет председателей Общеармянского фонда «Айастан» как представитель от РФ и является его почетным членом. Это звание присуждается благотворителям, перечислившим в фонд 1 млн долларов и более.
Он также жертвует крупные суммы в фонд «Луйс» («Свет») для обеспечения учебы армянских студентов в ведущих зарубежных вузах.