Ещё при жизни Гейдара Алиева предпринимались попытки формирования культа его личности, которые он лишь притормаживал, откровенно намекая на возможность реализации подобных инициатив после его смерти, говорится в статье Зафара Гулиева, опубликованной на азербайджанском сайте «Хаккин.аз».
«Должно быть, установка на культ составляла суть его политического завещания или органически вытекала из содержания его политического наследия и монархического трансферта власти. Как бы то ни было, вождь словно в воду глядел: сразу после смерти началась нарастающая кампания культа его личности», — пишет автор.
С приходом к власти в стране в 2003 году Ильхама Алиева, началось планомерное утверждение культа личности покойного президента. Ещё в период президентских выборов 2003 года со стороны главы «Управления мусульман Кавказа» Аллахшукюра Пашазаде были заявления, носившие явно богохульский характер: «У нас есть один Бог, один пророк и один президент, и это Гейдар Алиев». Позднее он сделал очередное подобное заявление: «Идти против Гейдара Алиева – это значит идти против воли Аллаха!», что вызвало возмущение со стороны всех верующих Азербайджана.
Автор напоминает, что «Международная кризисная группа» (МКГ) в своём докладе указывала, что культ личности Гейдара Алиева — основа идеологии Азербайджана, состоящая в том, что Г. Алиев спас Азербайджан, и этот культ личности постепенно переходит и на его сына Ильхама Алиева. Как отмечает МКГ, возвращение Г. Алиева к власти 15 июня 1993 года было объявлено Днем национального спасения, а день его рождения 10 мая стал отмечаться в Азербайджане как Праздник цветов.
«Достижения» Алиева в этой культовой области за 9 лет просто грандиозны. Во всех городах Азербайджана центральные проспекты, улицы, а также многочисленные объекты в разных уголках страны названы в честь общенационального лидера. Уже насчитывается более 60 музеев и центров Г.Алиева. Почти во всех учреждениях и даже в некоторых мечетях созданы «Комнаты памяти Алиева». Весь Азербайджан охвачен его портретами и статуями. Именем Г. Алиева уже названы многочисленные парки и скверы во всех населенных пунктах, мемориалы и бесчисленные музеи, портреты, международный аэропорт, культурный центр и его филиалы в районах, концертные и спортивные залы, горные вершины, буровые установки и т.д.
Гейдаризация постепенно стала приоритетом не только внутренней, но и внешней политики Азербайджана. Власть предпринимает колоссальные усилия и вкладывает баснословные средства на экспорт культа личности Гейдара Алиева. В пример автор приводит проспект им. Гейдара Алиева в Аммане (Иордания), улицы в Анкаре, Астане, Ингушетии и пр., парки в Стамбуле, Анкаре, Картепе, Бухаресте, скверы в Тбилиси и Киеве и многое другое. «А что выигрывает от всего этого Азербайджан? Ведь понятно, что и в финансовом, и в имиджевом плане эта «культовая экспансия» крайне дорого обходится стране. Но есть ли от всего этого хоть какой-то прок? Есть ли во всем этом хоть какой-то разумный смысл?», — спрашивает автор.
«Как видно, культ личности приобретает масштабное международное значение, что дает нашей власти пропагандистское основание (крайне шаткое) говорить о Гейдаре Алиеве не как об «общенациональном лидере», а как о политике «транснационального масштаба», соответствующего духу глобализации. Но дальнейшее продвижение «экспорта культа» наталкивается в последнее время на активное сопротивление представителей СМИ, общественности и даже официальных структур целого ряда стран мира и некоторых международных организаций», — пишет сайт.
Согласно публикации, сооружение культовых объектов Гейдара Алиева за пределами страны расценивается зарубежными СМИ как попытка «переписать историю авторитарной личности, используя глубокие карманы, набитые нефтедолларами». Сегодня Азербайджан, в качестве спасительной альтернативы, предлагает свои нефтегазовые ресурсы Европе.
«В последнее время появление монументов бывшего азербайджанского лидера за рубежом начинает вызывать активные протесты как со стороны местной общественности, так и от представителей азербайджанской оппозиционной диаспоры. В августе 2012 года памятник Алиеву был возведён в Мехико, что вызвало негодование мексиканской общественности, по оценке которых он являлся диктатором. Специально созданная в связи с этим комиссия рекомендовала перенести памятник в другое место, на что власти Азербайджана пригрозили приостановкой 4-х миллиардных инвестиций в мексиканскую экономику», — говорится в статье.
Автор напоминает, что аналогичная ситуация произошла в сентябре этого года с бюстами Гейдара Алиева и его невестки в канадском городе Ниагара-Лейк, где после обращений азербайджанской оппозиции и местной общественности, власти города их демонтировали, также посчитав памятниками диктатуре. О необходимости демонтажа памятника Гейдара Алиева в постреволюционном Каире уже давно идут активные дебаты в египетских СМИ.
«Согласно имеющейся информации, власти уже который год предпринимают огромные усилия для включения в орбиту «гейдаризации» ведущие страны мира — и в частности, США, Германию, Францию, Великобританию, Китай и т.д. Но, несмотря на все усилия, добиться успехов в этом направлении не получается. «Гейдаризация» во внешнеполитическом контексте уже дает сбой, надо полагать, недалек день, когда эта кампания начнет давать сбой и во внутриполитическом контексте», — заключает автор.