С 10 июля грузинское информационное пространство переполнено новостями с югоосетинской границы, а общественное мнение бурлит из-за негодования действиями Цхинвала и России, якобы в одностороннем порядке сдвинувших указатели на государственной границе с Грузией.
Вовремя проведённая провокация — залог успеха
По версии министерства иностранных дел Грузии, российскими пограничниками, охраняющими югоосетинско-грузинскую границу, 10 июля были передвинуты пограничные указатели на расстояние от 300 до 1600 метров вглубь грузинской территории. В результате односторонних действий то ли Цхинвала, то ли Москвы Грузия лишилась свыше 10 гектаров пашни, а также утратила контроль над частью нефтепровода Баку–Супса.
Далее новостные ленты запестрели сообщениями: МИД Грузии через посольство Швейцарии высказал России претензии, обвинив в «ползучей аннексии» части грузинской территории. К информационному шуму присоединились ЕС, заявивший об опасности переноса границы Южной Осетии, и ООН в лице генсека Пан Ги Муна. От лица США к ритуалу хуления России подключился Государственный департамент, традиционно напомнивший миру о своём видении контуров государственных границ на Кавказе, и МИД Литвы, которое просто не могло не промолчать.
МИД РФ свою причастность к передвижению приграничных баннеров всячески отрицает и подчёркивает, что претензии Тбилиси «не по адресу». В ходе телефонного разговора замминистра иностранных дел РФ Григория Карасина и первого заместителя главы МИД Грузии Давида Дондонуа российский дипломат заявил, что ситуация с якобы имевшим место «передвижением границы» — надуманная.
«Любые проблемы, связанные с прохождением линии границы, надлежит обсуждать с югоосетинской стороной, которая, кстати, неоднократно заявляла о готовности к диалогу по вопросам делимитации и демаркации. В Тбилиси прекрасно знают, что никакого «передвижения границы» нет и не было. Обозначающий границу информационный знак восстановлен югоосетинской стороной строго на своей территории и ровно на том месте, где стоял до 8 апреля, когда его демонтировали в ходе провокационного телешоу грузинского телеканала «Имеди», — указали в МИД РФ.
Цхинвал же назвал заявления Тбилиси «вульгарной провокацией».
В итоге каждая из сторон осталась при своём мнении, но от дипломатических баталий Цхинвал, Россия и Тбилиси перешли к действиям.
От слов к делу
14 июля грузинские журналисты направились к злополучным пограничным знакам и принялись их топтать ногами, а затем выбросили в кучу мусора. В тот же день грузинская полиция арестовала пятерых членов молодежного крыла просаакашвилевской партии «Единое национальное движение», которые были отмобилизованы на акцию против «ползучей оккупации».
16 июля МИД Грузии назвал российские военные учения в Южном военном округе «провокационными действиями, нарушающими суверенитет и территориальную целостность Грузии». Ответным шагом Грузии стало взятие границы с Южной Осетией под усиленную защиту.
Одновременно стало известно о заключении между Грузией и Францией второго секретного соглашения о поставках французских систем ПВО. А осенью Тбилиси планируетподписать третье за несколько месяцев соглашение о поставке систем вооружений с Запада.
Зачем всё это
Приграничное обострение, которое, к слову, было запущено посредством просаакашвилевского сайта «Грузия-онлайн», преследовало ряд целей:
1. Срыв переговоров между Григорием Карасиным и Зурабом Абашидзе о нормализации отношений, в частности, смягчении визового режима для граждан Грузии.
2. Поддержание русофобских настроений в грузинском обществе.
3. Создание соответствующего информационного фона, пригодного как для милитаризации Грузии, так и для поддержания в глазах мирового сообщества реноме России как страны-агрессора.
4. Пиар «Единого национального движения», активизация прозападных НКО с целью получения грузинской оппозицией политических дивидендов во внутриполитической борьбе.
Примечательно, что министр Грузии по вопросам примирения и равноправия Паата Закареишвили 16 июля заявил о том, что все установленные российскими пограничниками заграждения и опознавательные знаки находятся на своих старых местах. Таким образом, Закареишвили одним своим заявлением перечеркнул всю нагнетаемую в СМИ информационную истерию. Впрочем, грузинские НКО подобное заявление госминистру простить не смогли и устроили у его дома пикет с плакатами с надписью «предатель».
В целом, инициаторы провокации своей цели достигли: встреча Абашидзе и Карасина ничем особенным не закончилась, Россию в очередной раз обвинили в посягательстве на территориальную целостность Грузии, для защиты которой страну в ближайшее время начнут ускоренно милитаризировать.
При этом никаких возможностей для полноценной нормализации отношений между Грузией и Россией нет.
Во-первых, Грузия не является суверенной республикой и пребывает под прямым внешним управлением. Вероятность прихода к власти Нино Бурджанадзе, недавно посетившей Москву с визитом, в ходе которого политик назвала Крым частью России и заявила о растущем в грузинском обществе разочаровании в политике властей, невысока.
Во-вторых, США, как мажоритарный акционер ЗАО «Грузия», не собираются отказываться от логики эскалации конфликта с Россией и ужесточения санкционного давления. И мнение граждан Грузии, солидная доля которых осела на территории России, Вашингтон совершенно не интересует.
В-третьих, Грузия для США является ключевым звеном в антироссийском санитарном кордоне в Закавказье.
В-четвёртых, внутренняя и внешняя политики Грузии, выстроенные на фундаменте национализма и мечтаний о реванше, которые подогреваются постоянным будированием тем Абхазии и Южной Осетии, существенно сковывают не только свободу действий грузинских политиков, но и ограничивают их в лексике. А в качестве подстраховки от нежелательной активности грузинских властей в стране действуют десятки прозападных НКО и полностью подконтрольная Вашингтону оппозиция в лице «Единого национального движения» и молодежной организации «Свободная зона», которая весьма неплохо справляется с поставленными задачами.
***
Потому не стоит ожидать нормализации российско-грузинских отношений: для этого как минимум должен произойти слом существующего миропорядка и падение роли США как мирового гегемона, до чего ещё нужно дожить как России, так и Грузии, которая является таким же антироссийским тараном, как и Украина.
Россия же в рамках действий в подобной парадигме будет отвечать более чем предсказуемо: перевооружать армию и флот, укреплять границы и временами делать шаг навстречу лимитрофу, надеясь на лучшее.