Каждый вечер после рабочего дня во двор церкви Сурб Ованес в Стамбуле приходят армянки. Они по очереди забирают детей домой из полуподвальной школы в церковных стенах. Другой для них нет: рожденные в Турции от нелегальных мигрантов, они не получат удостоверений личности. Одной тысячи детей юридически не существует.
Итальянское издание Osservatore Balcani e Caucaso в статье «Армянские мигранты в Турции: Женская история» приводит известные нашему читателю, хотя и неофициальные оценки: от 10 до 20 тысяч армян-нелегалов, в основном женщины. Больше всего возможностей устроиться в Стамбуле, который чаще всего и выбирают. Фабричные работницы, швеи, «челноки» между Турцией и Арменией… Но большинство устраиваются домработницами, сиделками и нянями.
Мужской работы гораздо меньше: многие мужья и отцы следят за тем, чтобы с их семьями ничего не случилось. Некоторые, правда, занимаются традиционно армянскими ремеслами — золотых дел мастера и сапожники.
На вопрос, зачем они здесь, ответ дается прямой. «Чтобы работать. Была бы работа в Армении, что бы я тут делала?». – отвечает вопросом на вопрос А.
В Армении этой учительнице прокормить на свою зарплату трех детей было практически невозможно. Теперь она преподает в той самой школе Сурб Ованес. «Мы живем в Стамбуле уже 6 лет. Вначале я несколько месяцев была домработницей, но продолжать не могла: слишком тяготило обращение как с неравной».
Большинство армян живет в квартале Кумкаы, одном из исторических кварталов стамбульских армян, где их 60 тысяч. В «комнатах для приезжающих», где издавна останавливались армяне из Анатолии, приезжавшие на заработки, теперь останавливаются и с семьями.
Мигранты в основном прибывают автобусами. 36 часов дороги, обходным путем через Грузию, обходятся, туда и обратно, в 100 долларов – не сравнить с авиабилетом, который стоит 750.
Почему же все-таки Турция? Многие выбирают ее потому, что сюда попасть легче, чем в Россию или Украину. Для въезда нужна лишь туристическая виза, которую можно приобрести на границе за 15 долларов.
Но стоит въехать в Турцию во второй раз, как начинаются проблемы. Если раньше обновить визу можно было, выехав из страны на день и вернувшись, то по новому закону, направленному против гастарбайтеров, «туристу», трехмесячная виза которого истекла, нужно покинуть страну минимум на три месяца, прежде чем он сможет вернуться. Транспортные расходы – не проблема при зарплате 550 – 800 долларов, но тень депортации беспокоит не одну семью. Тем не менее, возражает одна из эмигранток, «полиция умеет различать людей. Если они видят, что человек просто приехал работать, ему ничего плохого не делают». Ее муж, имеющий регулярное разрешение на въезд и перенесший три хирургические операции, имеет право лечиться в турецких больницах. А вот сама она, как мигрант-нелегал, может лечиться только в больнице Сурб Пркич (Св. Спасителя) армянской общины Стамбула.
Тем не менее, больше всего в этой ситуации страдают дети. Рождаясь от нелегальных эмигрантов в Турции, права на гражданство они не имеют. Проблему довершает отсутствие дипломатических отношений между Анкарой и Ереваном: паспорт можно получить, только выехав из Турции в Армению, но без удостоверения личности сделать это невозможно… «Моя дочь не может себе представить Армению, когда я о ней рассказываю. Для нее это какой-то отдаленный мир», – рассказывает одна из эмигранток.
Но и на этом неприятное не заканчивается. Согласно законодательству, вступившему в силу с прошлого года, дети-армяне с армянским свидетельством о рождении или без документов могут посещать турецкие школы, в том числе 17 школ для армянской общины, но никакого диплома об окончании они не получают. Вся школьная программа построена по турецкой модели – ни одного упоминания об Армении и армянском народе. Возникает и языковой барьер: со своим восточно-армянским, детям предстоит привыкать к константинопольскому западно-армянскому.
Тем не менее, турецкие власти согласились закрыть глаза на школу в церкви Сурб Ованес, которая для таких детей становится настоящим спасением: преподают там на восточно-армянском и по армянской программе, 7 учительниц-добровольцев. Учебники присылает министерство Диаспоры Армении, а со школьными завтраками помогает Caritas. Если вначале в школе было несколько учеников, то теперь их больше сотни. Открыто 6 классов – больше места нет.
Что делать этим детям, когда места для них не останется? В одном их матери уверены: они с детьми когда-нибудь вернутся в Армению, пусть даже в старости.