Сел за компьютер и прежде чем уйти в свои темы пара «сугубо армянских» штрихов по впечатлениям от Еревана, о которых можно говорить вслух. 

    1. Президентская vs. парламентская формы правления. Кризис явственно показал, почему нельзя переходить на парламентскую форму правления, за которую ратуют все ветви власти Третьей Республики. После бесед у меня сложилось стойкое убеждение, что будь РА парламентской республикой, мы дошли бы до крови. То, что нам удалось избежать данного сценария, можно квалифицировать как чудо. Однако у этого чуда имеются конкретные имена и «два плеча», подпершие ситуацию.
      Главное плечо, безусловно, это молодежь, которая смогла сохранить контроль над ситуацией на улице в первые критически важные два дня. Имелась организационная структура и кадры, которые смогли вычислить и нейтрализовать провокаторов всех мастей, преследующих задачу довести ситуацию до крови.
      Однако есть и второе плечо, и это  Президент РА, сосредоточивший в своих руках всю полноту исполнительной (и не только) власти. В критические моменты власть, особенно ее силовая часть, функционировала, выполняла распоряжения, а не была вынуждена участвовать в дискуссиях и согласованиях в парламенте, что можно, а что нельзя. Когда счет идет на часы, такие дискуссии крайне вредны. Во время исключительной ситуации надо действовать, иметь волю к действию, но не дискутировать.
      На этот раз у нас получилось, и мы можем себе даже позволить тот взрыв креативности, обсуждая риторические способности  Начальника Полиции РА. Это стало возможным, так как в стране существует Верховный Главнокомандующий, сосредоточивший в своих руках всю полноту власти и конкретно в данный момент ничем не ограниченный в своих полномочиях. Думаю в рамках парламентской формы правления мы увидели бы совершенно другое лицо генерала Гаспаряна  и всем нам было бы не до креатива. Я помню его в должности Начальника военной полиции, - мой личный опыт соприкосновения с ним в те годы.    

    1. Разрывы в молодежной среде и обществе. В Армении есть молодежь, способная идти в бой во имя абстрактных, но в то же время вполне конкретных целей. Требовать социальной справедливости, которая облекается не в абстрактную форму, но конкретную и прагматичную. Но она не в состоянии  сформировать многоэтапную тактику и тем более стратегию борьбы в силу молодости и отсутствия опыта, необходимого образования и знаний. Однако в Армении есть и другая молодежь, которая в состоянии взять на себя интеллектуальную часть нагрузки, имеет знания и образование для этого.
      Объективно данные страты армянской молодежи в «обычной» жизни практически не соприкасаются. Однако в условиях исключительной ситуации возникает необходимость взаимодействия. Чтобы оно стало возможным необходимо задуматься о среде, в рамках которой в спокойные времена данные они могли бы встречаться, налаживать коммуникации зарабатывать доверие и пр. Есть проблема и необходимость в неформальных каналах коммуникации между различными стратами армянской молодежи. 
      В советские годы перед арцахским движением в Ереване существовала такая культура, выражением которой служили кафе «Сквознячок» или «Козырек», например. То есть в Ереване и Армении существовала среда и культура, в рамках которой работали неформальные каналы коммуникаций общества, когда лица, обладающие общенациональным весом и влиянием, могли «запросто» встречаться и говорить с «рабочим» или «цеховиком». Другими словами в Советской Армении  существовало пусть специфическое, но гражданское общество, - граждане и «площадь», где они могли встречаться и беседовать.  Сегодня налицо разрывы и пока есть время понять, каким образом они могли бы быть преодолены и в какой форме.  И здесь нужен опыт старших.

  1. Лидеры. Главное упущение это решение не выдвигать лидеров.  И если думаю интуитивно нащупанное решение отсечь от протеста все существующие политические силы надо  признать правильным, то решение не выдвигать лидеров явная ошибка. Надеюсь у ребят просто не хватило знаний и понимания того, что политика всегда имеет имя. Это не обезличенная активность. А публичная политика требует формирования публичных имен. В рамках данных протестов должны были состояться и стать общенациональными имена «членом оргкомитета», его руководителя и замов. Народ должен был увидеть, признать и начать узнавать будущих лидеров. Является ли решение об обезличенной форме организации следствием неправильной понятой скромности или чем-то другим - покажет время.
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.