Михаил Саакашвили вновь оказался в эпицентре информационного потока. На этот раз причиной стали не его обвинения в адрес грузинской власти и даже не обещания в скором времени вернуться домой, а отказ от грузинского гражданства и назначение на должность губернатора Одесской области, которая по численности населения, по территории и ВВП на душу населения не сильно уступает целой Грузии.
Игра на обострение
О назначении Саакашвили на новую должность стало известно в субботу. В интернете появились видео, где толпа людей радостно приветствует новоявленного одессита, выражает надежду и просит: «Вы уж про нас не забудьте…» Не то что бы толпа была большой, но для удачного кадра – вполне достаточно.
Петр Порошенко, мотивируя свое решение, подробно объяснял, что Украина ждет от назначенца «грузинского чуда»: успешных реформ, в первую очередь по борьбе с коррупцией, что между строк, скорее, означает удар по несогласным олигархам. Налицо красивый политический жест для западного сообщества: «президент мира» назначает «первого демократа» на постсоветском пространстве губернатором геополитически значимой области. И конечно, это мэсседж Москве: не ждите пророссийской Одессы, ждите приднестровский фактор в украинском кризисе.
Игра Киева понятна, она идет на два фронта – внутренний и внешний. Итоги Рижского саммита показали, что Киеву надо действовать более оперативно, искать новые подходы для закрепления своей власти над страной в целом и над олигархами в частности, иначе пиши пропало.
Киеву нужна победа внутри страны и яркие внешние провокации, и Порошенко назначает «гения антироссийской мысли» и «провокатора 2008 года» на управление Одесской областью. Это поиск новых механизмов для раздражения России и, по возможности, провокационных заявлений о действиях Москвы на Украине или, в будущем, в Приднестровье.
Порошенко ставит «гения антироссийской мысли» управлять Одесской областью. Это поиск новых механизмов для раздражения РФ
Очевидно, что такого рода решение принималось не без согласования с Вашингтоном, позиция которого, казалось бы, смягчилась после визита Джона Керри в Сочи. Но едва ли назначение Саакашвили можно считать мерой, направленной на стабилизацию ситуации.
Петр Порошенко и Михаил Саакашвили. Фото: voanews.com
Комментируя ситуацию КАВПОЛИТу, заместитель директора Института постсоветских и межрегиональных исследований РГГУ Александр Гущин отметил:
«Назначение Саакашвили на должность губернатора Одесской области имеет несколько составляющих. Прежде всего это попытка действовать в русле создания нового типа государства, которое отталкивается не только от России, но и от того формата государственности, который мы наблюдали на Украине при прежних президентах.
Это знак для олигархата, для местных элит, что власть готова жестко идти по грузинскому пути, хотя я не уверен, отдает ли она себе отчет в рисках этого пути, что мы, собственно, наблюдаем на примере Грузии в последние годы, уже после ухода Михаила Саакашвили.
Назначение Саакашвили – знак, что власть готова жестко идти по грузинскому пути, но отдает ли она себе отчет в рисках?
Безусловно, Одесса выбрана неслучайно. Саакашвили назначен в важнейший наряду с Харьковской областью регион, где есть крупный порт, который важен с геополитической и военной точки зрения для кораблей НАТО, в плане таможни (вопросы контрабанды в том числе).
Одесская область, наконец, очень сложна с точки зрения многонационального характера населения. Безусловно, назначение Саакашвили – сильный ход с точки зрения демонстрации решимости проводить и в дальнейшем прозападную, я бы сказал – проамериканскую линию, раздражать Россию, усмирить местные элиты, нанести удар по Коломойскому (истерическая реакция последнего и слова о том, что Саакашвили сдаст город русским, – тому подтверждение), продолжить и усилить блокаду Приднестровья.
Киев показывает, что не только окончательно оставляет нейтральный статус в Приднестровском вопросе, но и готов к военным действиям там в случае эскалации на Юго-Востоке.
Безусловно, назначение Саакашвили было согласовано с США, что косвенно показывает: итоги визита Керри в Сочи были явно сначала переоценены, и противостояние будет в ближайшее время продолжено, а украинский вопрос останется камнем преткновения в российско–американских отношениях».
Реакция Москвы
Тем не менее реакция Москвы на назначение Саакашвили не была острой, по крайней мере, в медийном поле это не проявилось. Немногословные комментарии политических фигур ограничивались сравнением с шоу и театром.
Премьер-министр страны Дмитрий Медведев назвал назначение Саакашвили «продолжением шапито-шоу». А председатель Совета Федерации
Валентина Матвиенко заявила, что персоне бывшего президента Грузии уделяется слишком много внимания: «Придавать серьезное значение этому событию просто бессмысленно. Я бы сказала, театр абсурда продолжается».
С одной стороны, в информационном поле российская сторона старается сохранить спокойствие. С другой – до конца не ясно: то ли политические верхи действительно не видят рисков и считают Саакашвили отыгранной картой, то ли не хотят будоражить массы, которые могут неоднозначно отреагировать на воскрешение политического трупа.
Одесситы в вышиванках вместе с Михаилом Саакашвили прошли маршем по городу. Фото: glavpost.ru
Так или иначе, но недооценивать игру Саакашвили, несмотря на корректировку его планов, не стоит. Будучи губернатором Одесской области, он способен наделать немало шума в приднестровском направлении, в т.ч. используя силы известного Грузинского батальона. И вне зависимости от вариантов развития событий, позиции России в регионе, очевидно, могут пострадать.
Росси не стоит недооценивать игру Саакашвили. Он может наделать немало шума в приднестровском направлении
Лидер организации «Евразийский выбор» Арчил Чкоидзе отметил в беседе с КАВПОЛИТом:
«Назначение Саакашвили губернатором Одесской области открывает возможность начать конфликт в Приднестровье. Есть вероятность, что у границ России будет создан еще один очаг нестабильности. И, конечно же, в этом примет участие Грузинский батальон, который подчинится Саакашвили, но не как ударная сила, там всего человек 100-150…»
Господин гражданин
Если раньше экс-президент Грузии откровенно намекал на свое скорое возвращение домой, публиковал на странице на Facebook «Платформу нового дня», а в декабре 2014 года даже отказался от поста вице-премьера Украины, поскольку согласие на него подразумевало отказ от грузинского гражданства, то теперь он меняет стратегию.
В интервью BBC Саакашвили заявил, что отказ от грузинского паспорта – мера вынужденная, но временная.
Новоявленный одессит в очередной раз провел параллель между Украиной и Грузией, подведя все под общий знаменатель – «линия фронта в противостоянии Путину» – и резюмировав: «Поэтому, конечно, я имел в виду и грузинские интересы, когда согласился на это предложение».
Саакашвили о новой должности: «Конечно, я имел в виду и грузинские интересы, когда согласился на это предложение»
Иначе говоря, согласие Саакашвили на должность губернатора не стоит оценивать как капитуляцию на грузинском фронте. Очевидно, что политическое поле Грузии по-прежнему интересует Саакашвили и его боссов. И не успел бывший президент стать действующим губернатором, как пресс-служба ЕНДзаявила, что на следующей неделе на Украине планируется его встреча с членами партии. На повестке – обсуждение планов на будущее.
Единое – не единое?
ЕНД старается раскрутить назначение Саакашвили в Одессе в свою пользу. Предстоящая встреча – это своего рода сигнал политическим и общественным слоям Грузии: партия жива и продолжит работать. Ранее же сообщалось, что ряды ЕНД покинули несколько человек.
Между тем перспективы «националов» оцениваются по-разному. В беседе с КАВПОЛИТом журналист Нино Хачидзе отметила, что отказом от грузинского гражданства Саакашвили «поставил под удар своих соратников. На чем будет держаться партия "Национального движения"? На губернаторе Одесской области? Комедия получается в стиле великого комбинатора…» Но и списывать со счетов партию преждевременно.
Арчил Чкоидзе считает, что в Грузии идет серьезная трансформация политического поля: создается новая партия под протекцией США.
В Грузии идет серьезная трансформация политического поля. Создается новая партия под протекцией США
«В нее будут входить как группа Аласания, так и группа республиканцев, в частности, Хидашели, которую сейчас назначили министром обороны Грузии. И ряд лидеров из ЕНД, у которых репутация не совсем подмочена.
Названия пока у этой партии нет. Но даже те фигуры, которые недавно вышли из ЕНД, в т.ч. депутат парламента Грузии Гога Хачидзе, заявили, что будут сотрудничать с партией Аласания и с республиканцами.
Более того, те члены, кто покинул ЕНД, на второй же день встретились с послом Америки Ричардом Норландом, который дал подробную инструкцию: в какой коалиции надо быть, против кого и т.д. Американцы не скрывают, что именно они реальные хозяева в Грузии, а не президент страны».
Саакашвили знакомится с одесситами. Фото: fakty.ua
Понятна и роль Саакашвили в этом раскладе. Отрабатывая через Одессу заказ по Приднестровскому направлению, в тоже время бывший президент Грузии продолжит оказывать финансовую помощь своим однопартийцам. Более того, он вполне может стать своего рода серым кардиналом, с которым будут координировать свои действия оппозиционные фигуры Грузии.
Реакция Грузии
Пока в кулуарах кипят нешуточные страсти, на первый план выходит официальная реакция властей Грузии на назначение Саакашвили. И, в отличие от Москвы, она более резкая. Президент Грузии Георгий Маргвелашвили не скупился в оценочных суждениях, заявив, что Саакашвили своим согласием на должность оскорбил республику. «Важнее карьеры должны быть ценности, и среди них – гражданство своей страны», – заявил президент.
Интересно, что негативные оценки дали и те политические фигуры, кого в кулуарах относили к сторонникам бывшего президента. В частности, министр обороны Грузии Тина Хидашели поставила под сомнение преданность Саакашвили родине.
«Важнее карьеры должны быть ценности, и среди них - гражданство своей страны»
«Этим решением Саакашвили показал свою так называемую преданность Грузии. Если кто-то до сих пор сомневался в его "преданности Грузии", то сейчас все увидели, что ему безразлично гражданство своей страны», – заявила министр.
Негодование политических верхов разделяет и журналист Нино Хачидзе. В беседе с КАВПОЛИТом она согласилась с президентом Грузии в том, что отказ от грузинского гражданства оскорбляет государственность и институт президента.
«Но, с другой стороны, раз Михаил Саакашвили считает себя творцом грузинской государственности и государственных институтов, в т.ч. и института президента, то если философски посмотреть на этот вопрос, он оскорбил себя и только себя.
В принципе, от него следовало ожидать подобных решений. После войны 2008 года он так оценил наши потери: всего лишь десять сел. После такой оценки – во всяком случае, для меня – вполне естественным и логичным шагом является его отказ от грузинского гражданства.
Очевидно, что новоявленный губернатор очень доволен назначением. Это мне напомнило одну историю: я не раз брала интервью у Шеварднадзе, и у меня сложилось мнение, что для него самым большим достижением в жизни был пост министра иностранных дел СССР, а не президента Грузии. Может, и для Саакашвили пост губернатора Одесской области более высок и важен, чем пост президента Грузии..?
Может, для Саакашвили пост губернатора Одесской области более высок и важен, чем пост президента Грузии?
О предательстве сказал и Арчил Чкоидзе, правда, отметив, что выбор Саакашвили не так однозначен. «Бывший президент, который всегда говорил, что для него Грузия – это самое главное, отказался от гражданства Грузии… Конечно же, предательство.
Однако главная его цель – силовыми методами еще раз устроить в Грузии революцию, как это было в 2003-м году. Думаю, он сейчас накопит какие-то деньги, ограбив Украину, и этими деньгами будет поддерживать здесь своих соратников».
Реакция политических сил Грузии исходит из риторики о моральной составляющей в политических предпочтениях. Выбор Саакашвили тегируется как предательство родины, что лишний раз закрывает ему возможность вернуться домой.
Однако на деле, исходя из тех процессов, которые формируются в стране, скорей, многие политики рады выбору Саакашвили, что делает его слабым конкурентом в предстоящей политической борьбе и меняет его статус из активного участника в наблюдателя, пусть, возможно, и оказывающего влияние на ход событий.