Недавно один известный юрист обратил мое внимание на одну закономерность: своды законов в Армении и в странах, подобных нашей, “толстеют”, а на Западе – “худеют”. Мы стараемся описать как можно больше всевозможных случаев, дабы не оставить никакой лазейки, постоянно добавляем новые статьи, а создавшиеся на Западе традиции и культура «облегчают» законодательства. Эта закономерность известна еще с очень давних времен: китайский философ 6-5 вв. д.н.э Лао-цзы говорил: “Чем больше законов, тем больше воров и разбойников.” Это утверждение можно понимать двояко. С одной стороны, изобилие законов вызывает у людей соблазн всячески их обходить, а с другой – новые законы постоянно создаются из-за изобилия разбойников. Выйти из этого замкнутого круга можно лишь, как принято говорить, благодаря политической воле властей, но последняя формируется, в свою очередь, благодаря проявленной большинством граждан воле к выполнению законов.
Последние две инициативы, обсуждаемые в Национальном собрании, являются блестящими примерами “интенсивного размножения” законов. Нам, стало быть, нужно, чтобы крупные предприниматели платили налоги. Являются ли для кого-то секретом имена и сферы деятельности этих предпринимателей? Сложно ли при желании проверить, какая часть их оборота является «черной», а какая – «белой», и «черную» часть постепенно «отбелить»? Нынешнее законодательство предоставляет все инструменты для этого. Но сделать это можно лишь в том случае, если крупные предприниматели и высшая власть не являются одними и теми же людьми. В противном случае они поступят так, как поступила известная героиня произведения Гоголя, которая сама себя высекла, что на деле невозможно. Вместо этого придумывается новый закон, согласно которому предприниматели помельче должны «завести дело» на крупных, требуя от них документы, а в случае их отсутствия обратиться к соответствующим инстанциям. Даже при самом большом желании, эта программа работающей не является и таковой не станет.
Это относится к пособию на материнство. Некоторые работодатели-собственники занимаются мошенничеством – выписывают фиктивные зарплаты и премии, (вероятно, – с «откатами»), дабы на их основе женщины в дальнейшем получали бы от государства «декреты» в миллионах. Для того, чтобы покончить с этой, заслуживающей крайнего осуждения практикой, пишется новый закон, согласно которому наказываются не мошенники-работодатели, а… работающие молодые мамы.
Все это совершенно замечательным образом сформулировал другой великий русский писатель Михаил Салтыков-Щедрин: «Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения».