В детстве у нас по соседству жила семья, как я теперь понимаю, азербайджанцев. Говорили по-армянски, вечерами выходили на уличные посиделки, словом, были как все. Правда, была у них одна особенность: дома у них пахло. Не скажу, что плохо или хорошо. Просто пахло. Непривычным, чужим запахом. Возможно, свой запах имели и армянские семьи, просто мы этого не чувствовали. Так вот, был у них мальчик, по имени Тофик. Тофик был тщедушным, слабосильным, но невероятно языкастым, за что частенько бывал бит сверстниками. И каждый раз, когда он оказывался под более сильным соперником, он грозился: «Вот выберусь из-под тебя, посмотришь, что я с тобой сделаю». «Выбираться» ему не удавалось, разве только великодушный противник отпустит. После этого Тофик убегал к порогу своего дома и уже оттуда продолжал угрозы: «Завтра я тебе покажу!» Так его и прозвали: «Завтраятебепокажу».
Завтраятебепокажу вспомнился мне при чтении распространенного по азербайджанским СМИ интервью азербайджанского военного эксперта Узеира Джафарова. Он тоже обещает «показать» армянам. Но, завтра. Ибо вчера не получилось, а сегодня он пока у порога своего дома. Но вот «завтра» он нам обязательно покажет. То ли Кузькину мать, то ли до последней складки немытой рубашки изученные нами спины азербайджанской аскерни. Но, покажет.
Военному «эксперту» придает уверенности то, что по его убеждению: «У армянской стороны не хватит ни силы, ни духа нанести удар по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан». А если и хватит, то «тогда они (армяне – Л. М.-Ш.) увидят, в каком положении они окажутся». Я, конечно, понимаю, это – очень содержательная экспертная оценка азербайджанского военспеца, и требовать большего от Джафарова не вправе. И стрелять в него не буду, ибо играть лучше на выбранном инструменте он просто не умеет. Но вот что интересно: оказывается, как считает Тоф., простите, Узеир, у армян «духу не хватит», а вот у Азербайджана «хватит», так как нефтепровод БТД «принадлежит не только Азербайджану, здесь есть интересы больших стран». «То, что армяне угрожают, угрозой и останется», - успокаивает себя и сограждан азербайджанский военный эксперт. То есть Узеир надеется, что он прочно расположился у безопасного порога даже не своего дома, а богатого и влиятельного покровителя.
Насчет того, что БТД принадлежит не только Азербайджану, разговор особый. Правильнее было бы сказать, что БТД немного принадлежит в том числе и Азербайджану. Но не будем мелочиться: возможно, такая формулировка доставляет Узеиру особое удовольствие. Поговорим о духе. Тем более, что эти разговоры на заданную тему мы слышим с 1988 года. Помнится, еще в самом начале конфликта, когда его можно было бы потушить проявлением здравомыслия и доброй воли Азербайджана, у десятков тысяч жителей Сумгаита хватило духу устроить резню проживающих в городе немногочисленных армян. Тогда же у некоего М. Асадова, высокопоставленного коммуниста из недр ЦК КП Азербайджана, хватило духу заявить о 100 тысячах молодых азербайджанских парнях, готовых в любое время ворваться в Арцах и устроить кровавую бойню. Мужественные ребята, ничего не скажешь. Почти как признанный племенами закавказских турок национальным героем Рамиль Сафаров, у которого хватило духу зарубить топором спящего армянского офицера.
Развязав прямую военную агрессию против Республики Арцах, Азербайджан столкнулся с неожиданной проблемой: искомое количество азербайджанских добровольцев – 100 тысяч – необходимых для вырезания армян, никак не набиралось. Подавляющее большинство граждан мужского пола этой республики оказались не дураками: они понимали, что воевать в армянских горах Арцаха совсем не безопасно. Одно дело, веселясь и гогоча, насиловать группой старушку на улицах Сумгаита или Баку, и совсем другое дело – воевать. Тем более что, как выяснилось, армяне намерены драться за Родину и даже стрелять в сторону агрессоров. Пришлось добирать недостающее количество героев, ловить их в кинотеатрах, троллейбусах, метро, вытаскивать из постелей и отправлять в Арцах «противостоять армянской агрессии». Набрали в разы больше, чем планируемые «сто тысяч». Узеир принимал участие в этой агрессии, и ему, уверен, не раз приходилось встречаться с растерянными мальчишками, тоскливо, с немой мольбой вглядывающихся в окружающий мир и чужие армянские горы, не понимающих, кто и зачем послал их на смерть.
А вот у армян хватило духу погнать вспять агрессора, освободить из семидесятилетнего плена частицу Родины. И, Узеир может не сомневаться, хватит духу сделать это во второй, в третий раз, столько, сколько понадобится для того, чтобы уничтожить Азербайджан, и чтобы алчущие крови и чужой родины глаза перестали зариться на армянский Арцах. Или продолжали зариться, но уже из заалтайских степей. Военный эксперт тщетно пытается успокоить себя: у армян не хватит сил и духа, чтобы ударить по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. Его врожденное чинопочитание даже в дурном сне не способно такое представить: как это можно поднять руку на имущество хозяев, каковыми сегодня в Баку являются те же англичане, среди бела дня в прямом смысле этого слова топчущие азербайджанский флаг.
Между тем, уже в первые часы возобновления войны будут уничтожены не только нефтепровод БТД или газопровод Баку-Тбилиси-Эрзрум, но и те источники, откуда они заправляются. Иными словами, нефтяные и газовые месторождения западного побережья Каспия превратятся в погребальные костры, в которых будет кремировано незаконнорожденное агрессивное государство под вымышленным названием Азербайджан. Скажу больше: трубы, скорее всего, мы трогать не будут, ограничимся месторождениями, благо военные возможности армянских государств позволяют это делать. Трубы еще послужат нам, а проблемой тушения месторождений и восстановления инфраструктуры пусть занимаются те, кому нужны пока еще азербайджанские углеводороды. И ни одно государство из тех, перед которыми благоговеет Узеир, не вправе будет даже попрекнуть Степанакерт. Республика Арцах наделена международным законодательством правом обороняться от азербайджанской и любой другой агрессии всеми доступными средствами, а в случае возобновления войны просто вынуждена будет лишить Баку тех доходов, за счет которых вооружается Азербайджан.
Однако даже Узеир Джафаров понимает, что у власти в Армении находятся люди, которым не занимать ни мужества, ни силы духа, и что эти свои качества они уже имели возможность продемонстрировать Азербайджану, в том числе и лично Узеиру, позорно бежавшему с поля боя. Потому и надеется он на то, что Азербайджану удастся таскать каштаны из огня руками… армянской оппозиции. «Азербайджан поставит в такое положение Сержа Саргсяна и Сейрана Оганяна, когда армянская оппозиция просто разорвет их на части», - вслух мечтает он. Вот тогда, мол, вооруженные силы Азербайджана победным маршем пройдут не только до Степанакерта, но и до Еревана с Эчмиадзином. По-человечески зависть Узеира можно понять: особенно если сравнить Президента и Министра обороны Армении с никогда в жизни пороха не нюхавшими И. Алиевым и С. Абиевым (З. Гасановым). Вот и мечтает военный «эксперт», чтобы Главнокомандующим и Министром обороны Армении были бы люди, лишенные боевых навыков и опыта, мужества, отваги и решительности. Словом, такие, как И. Алиев и С. Абиев.
В этом случае, продолжает излагать свои мечты Узеир Джафаров: «Как один из участников карабахской войны я бы очень хотел, чтобы боевые действия начались. У нас людского и материального ресурса достаточно для того, чтобы указать место армянам, чтобы в будущем они и не мечтали о расширении своей границы». Совсем не по иронии судьбы я также являюсь одним из участников той же войны, и также не против того, чтобы боевые действия начались. Ибо пока существует Азербайджан, в котором обитают такие «эксперты» как Узеир Джафаров, уповающие исключительно на численный перевес своего государства и упрямо-тупо мечтающие о войне и сотнях тысячах жертв, мира в нашем регионе не будет.