Постсоветская история Армении и Азербайджана берет начало с карабахского конфликта и по сей день пишется с оглядкой на него
Новый виток обострения обстановки на армяно-азербайджанской границе в конце июля и в начале августа продемонстрировал значимость карабахского фактора в Армении и Азербайджане. Это краеугольная тема внутриполитической повестки двух стран. И стоит признать — призрак «карабахской войны» никуда не делся. Более того, он продолжает играть консолидирующую роль. Часто именно с этой целью на фоне успокаивающих заявлений: «войны не будет, и баланс сил не нарушен», тема войны в Карабахе раскручивается элитами двух государств.
«Карабахизация» истории Армении
Раскрутка призрака “карабахской войны” – вполне естественный процесс, поскольку элиты двух государств сформировались на волне карабахского конфликта, и их легитимность в глазах общества в значительной мере привязана именно к этой проблематике. Более того, в политической борьбе за власть карабахская тема остается центральной в Армении и Азербайджане. Она была причиной (во всяком случае, так преподносилось) переворотов в системе власти двух стран: в начале 1990-х гг. в Азербайджане и в 1998 году в Армении.
История независимости Армении и Азербайджана после распада СССР берет начало именно с карабахского конфликта, и по сей день пишется с оглядкой на него. Произошла так называемая «карабахизация истории». Это неотъемлемая часть политических дискуссий. Политические элиты двух государств, с одной стороны, заявляют, что войны не будет (в случае Армении) или “мы не желаем войны, но готовы освободить свои земли” (в случае Азербайджана), с другой – по разным причинам активно муссируют тему и держат ее в топе повестки внутренней политики. В Армении, несмотря на определенный общественно-политический консенсус по карабахской теме, тема «сдачи Карабаха» раскручивается для сбора политических очков и дискредитации власти.
В Армении тема «сдачи Карабаха» раскручивается для сбора политических очков
Часто определенные политические круги Армении в разные периоды выступали с обвинениями в адрес власти с тем, что «она вот-вот сдаст Карабах». Фактически такая тенденция наблюдается с начала горячей фазы карабахской войны и продолжается до сих пор. Любые же заявления о территориальных уступках Азербайджану воспринимаются как предательство. Характерно то, что в прошлом такой позиции придерживались определённые маргинальные националистически круги. Сейчас же, по мере ужесточения спирали милитаристской риторики Баку, она начинает хотя бы на уровне заявлений преобладать и среди политического руководства.
«Карабахизация» истории Азербайджана
В Азербайджане раскрутка призрака войны за Карабах осуществляется посредством нагнетания реваншистских настроений в целях, как отмечают наблюдатели, укрепления позиций элиты и устранения политических соперников. Наглядным примером сказанного являются последние аресты журналистов и правозащитников в Азербайджане. Показательно то, что почти всех их (чета Лейла и Ариф Юнус и журналист Рауф Мергадыров) обвиняют в шпионаже в пользу Армении. В азербайджанской реальности Карабах является также неотъемлемой частью национального строительства.
В целом же не секрет, что раскручивание образа врага, особенно если государства де-факто находятся в состоянии войны, играет важную роль с точки зрения консолидации общества вокруг руководства и перекашивания его внимания от «ненужных проблем».
Разные восприятия проблемы
Директор Института Кавказа, политолог Александр Искандарян считает, что в Армении и Азербайджане карабахская проблема используется по-разному. «В Азербайджане разговоры о войне исходят из реваншизма. Это вполне понятное и естественное желание возвратить себе то, что, как воспринимают в азербайджанском обществе, у него было отнято. Из-за этого азербайджанское общество испытывает фрустрацию», – подчеркнул в беседе с корреспондентом “Кавказской политики” Искандарян, добавив, что на самом деле с момента обретения Азербайджаном независимости эти территории ему не подчинялись.
«В Азербайджане разговоры о войне исходят из реваншизма», - Искандарян
Искандарян подчеркнул, что «радикальная риторика является одной из серьезных основ легитимности режима. Другое дело, что после войны прошло уже 20 лет, и эта риторика работает все хуже и хуже. Обществу все время твердят, что жди, вот-вот все будет. Проходит время, общество начинает не доверять и, соответственно, возникает необходимость ужесточать риторику».
Медиаэксперт, политолог Самвел Мартиросян считает, что в Армении и Азербайджане фактор карабахской войны используется для удержания власти. «Сколько бы это цинично ни звучало, но руководители многих стран мечтали бы иметь подобный конфликт, который управляется без миротворцев. То есть нет внешней руки внутри конфликтующих стран. Плюс карабахского конфликта в том, что он управляем, баланс сил сохраняется, а вероятность возобновления широкомасштабных военных действий низка. В этом плане карабахский конфликт с точки зрения властей Армении и Азербайджана находится в более выгодном положении, и его можно сделать темой внутриполитических дискуссий», – отметил в беседе с корреспондентом «Кавказской политики» Мартиросян
«В Армении и Азербайджане фактор карабахской войны используется для удержания власти», - Мартиросян
Паническое ожидание катастрофы
Армянское общество не находится в состоянии тревоги относительно территориальных потерь, тем более что реальных изменений в статус-кво карабахского конфликта не произошли. Более того, в Карабахе строятся инфраструктуры, прокладываются коммуникации и пр.
Искандарян отмечает: «В армянском обществе есть другие типы тревог, которые касаются и карабахского конфликта. Эти беспокойства по вопросам коррупции, миграции, экологии и прочее. Мы имеем дело с различными формами социально-политического протеста. Он отличается тем, что панически реагирует на те или иные сигналы. Часто это неверно трактуется извне. Для зарубежного читателя армянской прессы, который не знаком с местными реалиями, может создаться впечатление перманентной катастрофы. Даже открытие супермаркета в прессе превращается в геополитическую проблему вселенского масштаба».
Согласно его наблюдениям, армянское общество склонно панически воспринимать любой сигнал, что касается и карабахской тематики. Тема Карабаха, как заметил политолог, подпитывает панические настроения в армянском обществе. «Мы постоянно теряем Карабах. Такое восприятие в обществе есть. На моей памяти мы начали «терять» Карабах еще в 1989 году и продолжаем его «терять» до сих пор. Когда журналисты задают вопрос про Карабах, как обычно, они спрашивают о том, почему все так плохо и когда, наконец, все будет еще хуже. Но Карабах почему-то остается на месте», – считает директор Института Кавказа.
«Тема Карабаха подпитывает панические настроения в армянском обществе», - Искандарян
По поводу Карабаха спорят все меньше
На тему Карабаха в Армении, как считает Искандарян, в последнее время практически не спорят. «По крайней мере, эту тему все меньше раскручивают. Если даже и спорят, то спор не о самом карабахском конфликте, а о том, как плох тот или иной политический соперник, который «собирается продать Карабах». Это не обсуждение темы Карабаха, а политическое обвинение в адрес соперника. Но в целом изменить политику по Карабаху нельзя в силу наличия четкого общественного настроя», – поделился своим мнением Искандарян.
На его взгляд, ситуация в Азербайджане кардинально отличается. «С политической точки зрения Азербайджан больше похож на Центральную Азию, а не на Кавказ. Там совсем другая структура политического режима. Соответственно, отличается и пресса. Баку отыгрывает карабахскую тему как внутри страны, так и за ее пределами. Дело в том, что в Армении любой трезвомыслящий человек понимает, что армянское государство бедно и его главная проблема не в правильном перераспределении ресурсов, а в том, что оно мало зарабатывает. Гражданин Азербайджана понимает, что государство богато, но при этом есть большая бедность, миграция и социальное расслоение. На это требуется ответ, который заключается в том, что есть проблема Карабаха, и все ресурсы направляются туда», – сказал Искандарян.
В армянской реальности, несмотря на то что некоторые властные круги пытаются торможение демократических преобразований объяснить наличием карабахского конфликта, все же, по словам Самвела Мартиросяна, превалирует следующее понимание: «Карабах Карабахом, но реформы должны быть реализованы как в Нагорном Карабахе, так и Армении».
В Армении есть понимание: «Карабах Карабахом, но реформы должны быть реализованы»
В Армении постепенно приходит понимание того, что карабахская проблема должна стать стимулом развития, а не причиной всех бед.