Страны Шанхайской организации сотрудничества приняли решение об усилении мер по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Теперь участники данной организации будут обмениваться судебной практикой по делам о терроризме и экстремизме, фигурантами которых являются члены «Хизб ут-Тахрир» — международной экстремистской организации, ратующей за воссоздание Арабского халифата.
По итогам проведённого в начале июля круглого стола «Практика и методика расследования уголовных дел в отношении членов международной организации «Хизб ут-Тахрир аль Ислами» был отмечен рост количества уголовных дел в отношении экстремистов «Хизб ут-Тахрир», а для противодействия экстремистам, как было отмечено, необходимо активизировать совместные усилия и координацию в странах ШОС по данной проблематике, обмен практическим опытом.
Обмен данными о судебной практике по делам «Хизб ут-Тахрира» позволит скооперировать усилия членов ШОС по борьбе со сторонниками халифатизации Средней Азии и Синьцьзян-Уйгурского автономного района (СУАР). Теперь компетентные ведомства стран ШОС, по всей видимости, смогут получать тома уголовных дел в отношении адептов халифата, что ускорит расследования аналогичных дел и даст возможность эффективнее бороться с разрозненными ячейками «тахрировцев» в регионе.
Примечательно, что в последнее время в регионе Средней Азии и СУАР резко активизировались ячейки экстремистских организаций. Так, 22 мая в городе Урумчи, административном центре СУАР, два автомобиля, управляемые экстремистами, врезались в толпу людей. Один автомобиль взорвался, а из другого выбросили взрывное устройство. Число погибших составило 39 человек, а свыше 90 получили ранения.
16 июня в КНР казнили 13 человек, признанных судом виновными в участии в террористических актах в Синьцзян-Уйгурском автономной районе. В ответ на теракты Пекин ужесточил меры по борьбе с экстремизмом и даже ввёл запрет преподавателям и чиновникам на насаждение ученикам религиозного мировоззрения и принуждения их к участию в предписанных исламом ритуалах. Также членам Компартии Китая запретили соблюдать традиционный пост в месяц Рамадан.
СУАР является традиционной головной болью Китая: порядка половины населения региона составляют уйгуры-мусульмане, которые, получая поддержку, финансирование и одобрение из-за рубежа, пытаются добиться независимости от Китая. Примечательно, что в регионе с завидной регулярностью происходят теракты и межнациональные столкновения, в ходе которых гибнут китайцы-ханьцы. Среди уйгуров бытует мнение, что проживающие в регионе ханьцы находятся в привилегированном положении. Однако ключевой причиной нарастающей террористической активности в СУАР является стратегическая важность данного региона и содержимое его недр, в которых залегает 35% китайской нефти и порядка 40% угля. Кроме того, через данный регион проложено множество нефтепроводов из Казахстана, а также железнодорожные пути, которые являются частью выстраиваемого Китаем, РФ и Казахстаном транспортного проекта «Новый шёлковый путь». Учитывая планы США по морской блокаде Китая и хаотизации регионов в непосредственной близости как к России, так и к Китаю, в Средней Азии и СУАР стоит ожидать неизбежной активизации различных экстремистских групп.
Несомненно, масла в огонь подольёт вывод контингента ISAF из Афганистана и последующего за ним обострения противостояния талибов и Кабула. Примечательно, что разрозненность усилий стран ШОС по борьбе с экстремистами позволяла им кочевать из страны в страну, теперь же география их перемещений должна ограничиться.
Кроме того, на конец лета под эгидой ШОС намечено проведение антитеррористических учений, а ОДКБ и ШОС с января сего года заняты выработкой единого подхода в борьбе с терроризмом в зоне совместной ответственности.
После фактического исчезновения с политической карты мира Ирака и последующее за этим неизбежное расползание бойцов ИГИЛ по соседним странам и регионам, в ближайшее время стоит ожидать их появления как в Афганистане, так и республиках Средней Азии и Казахстане. В последнем, например, алматинский суд вынес приговор пяти членам «Хизб ут-Тахрир» за пропаганду экстремистских религиозных учений.
Кроме того, в данный момент усилия российской дипломатии направлены на купирование последствий деятельности ИГИЛ в странах Ирака и Леванта. Так, глава МИД РФ Сергей Лавров по итогам переговоров с коллегой из Марокко Салехеддином Мезуаром констатировалпагубность взращивания террористических группировок странами Запада и монархиями Аравийского полуострова.
«Последние события в Ираке показали, сколь опасно делить террористов на хороших и плохих, и показали, что попустительство экстремистам в расчёте на достижение каких-то конъюнктурных результатов в конечном итоге оборачивается против интересов тех, кто такую линию проводит», — заявил глава российской дипломатии. По его словам, в Москве убеждены «в необходимости существенно нарастить усилия по всем направлениям для повышения эффективности борьбы с терроризмом».
И пока Россия ищет союзников в деле борьбы с экстремизмом, ФСБ занимается планомерной ликвидацией взращённого в Крыму за 23 года украинской независимости ваххабитского подполья. Так, в медресе Симферопольского района Крыма проводятся обыски, фактически разгромлен не пожелавший интегрироваться в российское правовое поле крымско-татарский Меджлис, лидеры которого на 5 лет стали персонами нон-грата и были вынуждены проводить съезд на территории Херсонской области Украины. Впрочем, работы у силовиков здесь — непочатый край. Экстремистские группы вокруг России не разгромлены и продолжают свою активную деятельность, порой даже там, где их быть не должно. Например, из уроженцев Крыма киевские власти набирают бойцов в формируемый карательный батальон «Крым». А потому борьба с экстремизмом и попытками поджечь свои страны будут для стран ШОС крайне актуальными, а общий враг, как известно, объединяет лучше всех.