Самой юной российской фигуристке Риане Кадыровой всего три года, но уже сейчас она виртуозно катается на коньках и выдаёт сложные элементы: «дорожки», «тулуп», «ласточку» и вращения. Риана называет себя спортсменкой и грезит об олимпийском золоте.
После триумфа в произвольной программе командных соревнований 15-летняя Юлия Липницкаястала одной из самых популярных спортсменок мира. Не меньший фурор в интернете произвёл ролик с выступлением фигуристки из Казани, которой на момент записи было всего 2,5 года.
Везде, где выступает крохотная фигуристка, зал накрывает буря оваций. К слову, за свою пока ещё недолгую спортивную карьеру Риана успела завоевать свою первую медаль, каталась не только на российском льду, но и покорила сердца зрителей Италии и Эстонии. Юная казанская фигуристка Риана энергетику льда впитала с грудным молоком. Ещё месячную малышку мама (и по совместительству тренер) Резеда Кадырова — директор школы олимпийского резерва по фигурному катанию и шорт-треку Татарстана, кандидат в мастера спорта — начала брать с собой на работу. Впервые на коньки Риана встала, едва научившись ходить, и уже к двум годам могла дать на катке фору начинающему взрослому любителю. Сейчас девочке 3,5 года. Смелая, воодушевлённая девочка с обаятельной улыбкой и горящими глазами уже показывает с десяток элементов в фигурном катании. Резеда Кадырова признаётся, что никогда не думала, что жизнь её семьи будет связана с фигурным катанием. По первому образованию она менеджер. «Стать тренером меня побудила старшая дочь Ясмина, которая с малого возраста увлеклась фигурным катанием, — рассказывает Резеда Кадырова, не отрывая глаз от своих подопечных. — Девочка ещё не умела ходить, когда, сидя на диване перед телевизором, двигала ручками и ножками в такт музыке. Позже стала повторять фигурные элементы, объясняя, что «ставит программу», и попросилась на лёд. Тогда я поняла: никто, кроме меня, дочку не сможет тренировать». Чтобы стать профессиональным наставником, Резеда Кадырова, которая занималась фигурным катанием до подросткового возраста, села за студенческую парту и получила квалификацию тренера-преподавателя по фигурному катанию на коньках, окончив Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. Чуть позже она открыла свою частную школу фигурного катания на коньках. А в 2010 году пришла работать тренером в казанскую детско-юношескую спортивную школу «Зилант».
Тренировка фигуристов начинается в зале для хореографии. Здесь проходят общую физическую подготовку, осваивают балетную классику, изучают новые элементы, которые потом «переносят» на лёд. Дома они мать и дочь, а на катке — тренер и ученица. Маленькая Риана признаётся, что мама — строгий наставник. В голубом костюме с огромной надписью «Россия» юная фигуристка отправляется на лёд. «Аксель, перекидной, тулуп», — надевая коньки, девочка перечисляет упражнения, которые ей нравится выполнять. На вопрос, почему ей нравятся сложные элементы, малышка отвечает: «Я же сполтсменка!». «С катка домой не хочет идти после тренировки — сразу в слёзы, — говорит мама и тренер юной фигуристки. — Выгнать со льда невозможно. В единственный выходной — в воскресенье — все речи о катке». В 3–3,5 года будущие фигуристы обычно впервые встают на коньки, но младшая Кадырова уже сейчас катает элементы на уровне пятилетних спортсменов: выполняет «дорожки», «проходки», «тулуп», «ласточку», вращения и «пистолетик». Занимается она со старшей группой фигуристов (9–11 лет), а тех, кто катается хуже неё, называет «малышами». Однажды девочку спросили, почему она не ходит в детский сад, на что девочка серьёзно объяснила: «На льду работаю». «Риана повторяет то, что делают старшие. В её возрасте занимаются совсем по другой программе: изучают простейшие «фонарики», «змейки», учат правильно падать, приседать и вставать на одной ноге», — объясняет мама юной фигуристки. «Это ворона, а не ласточка. Держи спинку, ногу выше», — делает замечание одной из фигуристок Резеда, внимательно наблюдающая за своими учениками. Она часто подзывает их к себе для разъяснения заданий: «винты», «тулуп», «сальхов» и многое другое. Каждый из элементов спортсмены выполняют по несколько раз. Иногда Риана падает, но сразу же встаёт. «Соревнования — в первую очередь, это состязание не с соперником, а с самим собой. Если хочешь добиться чего-то, надо трудиться, не жалеть себя, не бояться. Я стараюсь не показывать, что переживаю за ребёнка, чтобы она сама не чувствовала страха», — говорит Резеда. Фигуристки Кадыровы приучены к железной дисциплине: 9-летняя Ясмина на домашнем обучении, она тренируется по два раза в сутки шесть дней в неделю и, наверное, благодаря этому выполняет элементы, которые недоступны её сверстникам: «двойной аксель», «тройной тулуп», «тройной флип». 3-летняя Риана на катке занимается почти каждый день, по полтора часа.
В 2013 году 2,5-летняя Риана открыла соревнования среди участников младшей группы (дети с 5 лет — прим. автора) и исполнила свою программу «Барыня». «С прошлого года она мечтала выступать на соревнованиях, как старшая сестра Ясмина. У неё была цель — выступить в Москве. Поскольку года малые, мы решили что-то придумать. Дали ей трудное для её возраста задание — научиться прыгать на скакалке. Думали, будет учиться этому год, а она за две недели освоила. Пришлось взять её в столицу», — поясняет мама фигуристки. Первые крохотные коньки на ребёнка нашли только в Москве: Риане нужен 19-й размер, коньки удалось достать только 24-го. Костюм фигуристки достался ей по наследству от старшей сестры: Ясмина теперь катает другую программу, а «Барыню» отдали младшей. Вечерами сёстры Кадыровы вместе смотрят выступления российских фигуристов. Программу Юлии Липницкой они знают наизусть и лелеют надежду, что когда-нибудь смогут разделить с ней олимпийский пьедестал.
На льду с рождения
«Малыши» для Рианы
На смену Липницкой