В Армении не утихают споры относительно резкой смены внешнеполитического курса страны

Реалии армянского геополитического выбора

 В Армении не утихают споры относительно резкой смены внешнеполитического курса страны, обусловленного сентябрьским заявлением президента Сержа Саргсяна о намерении республики войти в Таможенный союз. Это фактически влекло за собой отказ Евросоюза от намеченного в ходе ноябрьского саммита «Восточного партнерства» в Вильнюсе парафирования Соглашения об ассоциации, важной составляющей частью которого является Договор о зоне глубокой и всеобъемлющей свободной торговли (DCFTA).

При этом прозападные силы в Армении начали активную кампанию по дискредитации курса на евразийскую интеграцию, замалчивая острые моменты европейской интеграции и не давая ответа на вопросы, как ЕС планирует помочь Армении в решении ее насущных проблем.

 

Российский фактор в безопасности Армении

Армянские власти, обосновывая свое решение о вхождении в Таможенный союз, помимо экономических выгод, упоров делают и на проблеме безопасности республики и Нагорного Карабаха,  резонно замечая, что членами ТС являются военно-политические союзники Армении по ОДКБ.

Ведь благодаря ОДКБ и двухсторонним договоренностям с Россией в военной сфере, Армении все последние годы удается сохранять военный баланс с Азербайджаном. Этому служат и поставки российского оружия по ценам ниже рыночных (в то время как Азербайджан покупает оружие по рыночным ценам), и гарантии России (помимо  обязательств ОДКБ), благодаря которым  Армения может позволить сконцентрировать большую часть своих сил на  театре возможных боевых действий в Нагорном Карабахе, что вкупе с горной местностью и укрепленными позициями нивелирует количественное превосходство Азербайджана в технике и живой силе.

Помощь России позволяет нейтрализовать и турецкую угрозу, которая в карабахском конфликте открыто занимает проазербайджанскую позицию, во время войны поддерживая Баку своим военными инструкторами и поставками оружия, а также блокадой Армении с 1993 года. При этом Турция основным условием для нормализации отношений с Арменией и открытия границ выдвигает уступки армянской стороны в переговорах по карабахской проблеме.

 

«С Азербайджаном у нас нет каких-либо проблем, но у нас есть соседнее государство — Турция, с которым соотношение сил очень разное», — заявил недавно министр обороны Армении Сейран Оганян, отвечая на вопрос о вступлении в Таможенный союз.

В свою очередь российские эксперты отмечают, что если бы Армения стала ассоциативным членом ЕС, то было бы невозможно сохранить стратегическое сотрудничество между Арменией и Россией, и что невозможно «усидеть на двух стульях»

«Если бы встал вопрос о том, что Армения политически и экономически уходит к ЕС, то что бы осталось для России от Южного Кавказа – только обязательства перед Арменией? В этом случае ни о каком стратегическом союзничестве с Россией не могло быть и речи. Россия не защищает ни одного ассоциативного члена ЕС», – заявил в интервью  Panorama.am руководитель аналитического агентства «Alte et Certe» Андрей Епифанцев.

Эксперт также выразил свое несогласие с тем аргументом, что Россия не оставила бы Армению исходя из своих интересов, так как потеряв ее, Россия потеряла бы свое влияние в регионе, подчеркнув, что Россия и ЕС являются конкурентами.

Епифанцев привел пример весов, сравнивая большие страны (большие блоки) с гирями на двух сторонах, а маленькие страны – с маленькими гирьками: «Задача большой страны – собрать маленькие гирьки на свою сторону, и за это она готова платить. Когда Армения говорит, что „я уйду на другую чашу весов, но Россия должна считать, что я нахожусь на ее чаше весов и продолжать мне помогать”, то так не бывает…

Этот договор с ЕС в конечном итоге привел бы к тому, что Армения перестала бы быть партнером России, потому что та часть суверенитета, которую Армения передала бы ЕС, она бы привела бы к тому, что по некоторым вопросам с Арменией невозможно было бы разговаривать, потому что она не была бы вольна принимать решения – нужно было ехать в Брюссель и разговаривать – это уже не есть стратегический союзник».

Глава нью-йоркского представительства Института демократии и сотрудничества, политолог Андраник Мигранян отметил, что существование Армении зависит от отношений с ее соседями, которые, «к сожалению не такие завидные», и российский фактор очень важен в обеспечении ее безопасности.

«Армения с геополитической точки зрения находится в таком регионе, в котором невозможно отделить экономические вопросы от вопросов безопасности. Будучи в одной системе стратегической безопасности, быть одновременно в другой экономической системе нельзя», — заметил он.

Обещания из Брюсселя

Однако самым интересным и непонятным в стремлении армянских властей на интеграцию с ЕС было то, что Европа не давала никаких четких гарантий безопасности Армении, в то время как Ереван мог потерять имеющиеся у него российские гарантии.

Сами европейцы на вопросы о возможных гарантиях безопасности Армении со стороны ЕС или помощи в решении этих проблем избегают давать какие-то внятные и четкие ответы и лишь замечают, что почти 4 года ведя переговоры с ЕС, Армения должна была сама осознавать существующие проблемы и угрозы.

Не говоря уже о том, что ЕС, который ведет упорную борьбу за снижение своей зависимости от поставок российского газа, крайне заинтересован в поддержке Баку своих проектов по альтернативным путям поставки энергоресурсов в Европу, и ради этого готов закрыть глаза на многие действия азербайджанских властей.  Свидетельством этого стала реакция и на дело Рамиля Сафарова, и на демократические  выборы в Нагорном Карабахе.

Как заявил посол Германии в Армении Райнер Морел, ЕС и европейские страны не закрывают глаза на угрозы Баку в адрес Армении и Нагорного Карабаха и на нарушения прав человека в Азербайджане ради своих энергетических интересов, однако хотят сохранить «каналы общения» с Баку.

«Европа не молчит… Я считаю, что ЕС критикует эту страну, но для дальнейших отношений нужно оставить каналы, так как мы желаем иметь с ней отношения», -  заявил Морел.

Даже депутат от оппозиционной парламентской фракции «Наследие» Теван Погосян, который известен своей прозападной позицией, признает, что на данный момент ЕС не способна решить транспортные и энергетические проблемы Армении, не говоря уже о карабахской проблеме.

«Насколько я понимаю из моих личных переговоров с европейскими партнерами, у всех есть понимание, что Карабах является самой определяющей проблемой для Армении, и это не приводит к какому-то противоречию для них. К сожалению, они говорят, что у них нет решений, решение должны найти вы»,- заявил он в интервью агентству «Новости-Армения».

Карабах или ЕС?

Сами представители прозападных сил в Армении на простой вопрос, за счет чего Армения планирует сохранить военный баланс с Азербайджаном в случае ухудшения отношений с Россией, дают странный ответ, что не «не все в жизни решается оружием».

Видно, не стали армянам уроком слова католикоса Хримяна Айрика после Берлинского конгресса 1878 года о необходимости иметь вместо бумажной ложки — железную для защиты своих прав и интересов.

При этом западники не желают говорить (может быть, пока не желают) и об уступках в карабахском конфликте, желая и от российской зависимости избавиться, и сохранить нынешние позиции Армении и НКР в переговорном процессе.

Хотя говоря букву «а», следует за ней говорить и «б», ведь при небольшом логическом анализе ясно, что единственной стороной, заинтересованной в сохранении статус-кво в зоне конфликта, является Россия, не желающая терять рычаги воздействия ни на Ереван, ни на Баку. Разрешение конфликта в интересах Запада, так как позволит ослабить зависимость Армении и Азербайджана от России, а в нынешних условиях решение конфликта с учетом энергетических интересов ЕС и изменения баланса сил в пользу Азербайджана в результате ухудшения армяно-российских отношений, будет именно за счет армянской стороны.

Никто из западников не говорит и о том, почему ЕС и США, осуществляя многомиллиардные инвестиции в соседнюю Грузию, не желают того же делать в Армении, куда в основном инвестировала Россия, и почему еще до сентябрьского решения Сержа Саргсяна несколько раз была перенесена дата проведения конференции стран-доноров для предоставления финансовой помощи Армении.

Сейчас представители ЕС и европейских стран вообще говорят, что идею конференции  следует пересмотреть, с учетом того, что Армения отказалась от парафирования соглашения «О глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли» (DCFTA) с ЕС и намерена вступить в Таможенный союз.

Не хотят западники вспоминать и о провалившемся процессе по нормализации армяно-турецких отношений, с помощью чего Запад хотел ослабить зависимость Армении от России, однако так и не смог заставить Турцию выполнить взятые на себя обязательства.

Борьба за мнение народа

Хотя прозападные политические и общественные силы в Армении любят говорить от имени армянского народа (хотя в их акциях протеста против решения войти в Таможенный союз участвовало от силы человек сто), опросы общественного мнения показывают, что большинство населения поддерживает курс на интеграцию с Таможенным союзом.

Так, согласно результатам социологического исследования, проведенного по заказу исследовательской аналитической организации «Интеграция и развитие» в начале октября, решение о присоединении к Таможенному союзу положительно оценивает 86% опрошенных жителей Армении.

«Для большинства людей присоединение к ТС означает интеграционные процессы с Россией, что является той привлекательной стороной, благодаря которой довольно большая часть армянского общества предпочитает присоединение к Таможенному союзу», — заявил представлявший результаты соцопроса  кандидат социологических наук Самвел Манукян.

По его словам, 67% населения Армении отдают приоритет сотрудничеству с Россией, 17% — с Евросоюзом, а 12% — и с Россией, и с ЕС, однако в случае необходимости выбора сотрудничества лишь с Россией или с ЕС, 75% респондентов выбрали Россию, а 19% — ЕС.

72% населения Армении считают, что Россия является более важным союзником для Армении, чем Евросоюз, в вопросе противодействия азербайджано-турецкой угрозе, и лишь  10% опрошенных считают приоритетным сотрудничество с ЕС в этом вопросе, а 3% — одновременно с Россией и с Евросоюзом. При этом 64% опрошенных считают, что в карабахском вопросе более надежным союзником является Россия, и лишь 14% — ЕС.

При всем этом политическая элита Армении и большая часть СМИ выступает за европейский вектор интеграции и негативно настроены в отношении России, что входит в противоречие с мнением простого народа (который фактически отстранен от принятия решений в стране). Можно предполагать, что Запад, с помощью финансируемых им неправительственных организаций, займется обработкой общественного мнения Армении.

«Учитывая решение Армении о вступлении в Таможенный союз, отношения с гражданским обществом стали для нас намного важнее», — заявил 22 октября глава делегации ЕС в Армении Траян Христеа

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.