Благотворительность – это индустрия с оборотом в триллионы долларов. Даже несмотря на плохую экономику, всегда найдется какая-нибудь добрая душа, желающая пожертвовать деньги на лечение или протянуть руку помощи детям из малоимущих семей. Тем не менее, какой бы возвышенной ни была идея благотворительности, все же найдутся некоторые факты, которые покажут, что на самом деле скрывается под маской всего этого «великодушия». Благотворительные организации делают вещи, намеренно или нет, которые противоречат самой идеи помощи. Нет, мы не пытаемся вас отговорить творить благие дела, но было бы глупо с вашей стороны делать пожертвования, не зная, что же в действительности происходит за кулисами благотворительной деятельности.

Мы привыкли ассоциировать агрессивные и требующие немалых затрат судебные разбирательства, предметом которых является оспаривание прав на товарный знак или фирменное наименование, с крупными коммерческими корпорациями. Но, как оказывается, эта проблема не обходит стороной и благотворительные учреждения. На самом деле, нет ничего плохого в том, что кто-то пытается защитить свою интеллектуальную собственность, но не стоит заходить слишком далеко, как это сделала Сьюзан Джи. Комен, которая посчитала, что права на фразу «ради исцеления», присутствующую в названии ее фонда по борьбе с раком груди, принадлежат исключительно ей. Но это не учли такие некоммерческие организации, как «Воздушные змеи ради исцеления», «Жонглирование ради исцеления» и «Байдарки ради исцеления», которые, стоит отметить, также несут добро людям. Благотворительность – это не конкуренция. Если они приносят человечеству пользу, то почему бы Комен не оставить все, как есть, ведь верно? Но нет. Сьюзан Джи. Комен подала судебный иск против сотни небольших благотворительных организаций за нарушение прав интеллектуальной собственности, например, даже за то, что в своей кампании они использовали ленточки или просто розовый цвет. Вместо того чтобы вложить деньги в какой-либо стоящий и действительно полезный для блага общества проект, эти фонды потратили значительное количество личных и пожертвованных средств на покрытие судебных издержек.
Другая известная благотворительная организация под названием LiveStrong (фонд Лэнса Армстронга) в 2010 г. потратила $ 500,000 в ходе судебных разбирательств с бесчисленными объединениями, которые в своих названиях использовали слова «live» или «strong». А ведь эти деньги могли спасти чью-либо жизнь, может, даже и не одну.
Несколько лет назад сеть ресторанов фаст-фуд Kentucky Fried Chicken (Жареный цыпленок Кентукки) провела вместе с фондом Комен совместную кампанию под названием «Ведерка ради исцеления», нацеленную на повышение осведомленности общественности о раке молоченой железы при помощи жареного цыпленка и фаст-фуда. Ожирение как следствие питание продуктами из фаст-фуда приводит к возникновению раковых заболеваний.
Это сомнительное партнерство – не единственный пример. Одним из крупнейших корпоративных партнеров Всемирного фонда дикой природы является известный производитель напитков Кока-Кола. Один из заводов компании в Индии несколько лет назад был вовлечен в конфликт, связанный с незаконной откачкой дефицитной воды в самых засушливых районах страны. Вполне эффективное мероприятие по «сохранению» окружающей среды.

Многие правители пытаются приукрасить себя мнимым великодушием, чтобы завоевать доверие населения или же предстать в выгодном свете перед СМИ. К сожалению, некоторые благотворительные организации в погоне за деньгами часто попадаются в их ловушки, как это случилось с обществом «Миссионеры милосердия» (Сестры Матери Терезы), когда они получили пожертвования от президента Гаити Жана-Клода Дювалье (Бэби Док). Жан-Клод Дювалье – один из самых худших лидеров своего времени, которого недавно обвинили в коррупции и нарушении прав человека.
Благотворительный фонд Sullivan Foundation по борьбе за права человека (при поддержке Хиллари Клинтон и Колина Пауэлла) также попал в сети диктатора Теодоро Обианга Нгемы Мбасого, президента Экваториальной Гвинеи. Благотворительность даже позволила Мбасого и его стране принимать у себя Саммит Салливан, встречу 4,000 влиятельных политиков и артистов, выступающих за права человека – вопреки всем обвинениям в пытках, убийствах и других нарушениях прав человека в Экваториальной Гвинее.

Согласно данным сайта Charity Navigator, в 2011 г. 64.3 миллиона американцев (примерно 27% всего населения США) приняли участие в качестве волонтеров в различных мероприятиях, что помогло сэкономить миру благотворительности $171 миллиард, значительную сумму, которую можно было бы вложить в другие проекты, такие как предоставление жилья и медицинскую помощь. Некоторые небольшие организации, возможно, даже ставят превыше всего время, а не деньги, если говорить о том, что они предпочтут в качестве благотворительных пожертвований, и миллионы людей готовы с радостью им его предложить. Несмотря на то, что волонтерство, пожалуй, является одной из самых лучших форм проявления милосердия, оно также может неожиданно привести к обратным результатам по причине, о которой мы даже и не думали.
После каждого сильного землетрясения число добровольцев, которые хотят помочь с ликвидацией последствий стихийного бедствия, по приблизительным оценкам составляет 50,000 человек. Такое количество волонтеров действительно заслуживает восхищения, но только многие из этих людей могут приносить вреда больше, чем самой пользы. Дело в том, что благотворительные организации просто не желают вас видеть там, где случилось несчастье, за исключением, конечно же, тех работников, которые знают язык страны и обладают определенным опытом и знаниями. Чаще всего волонтеры, прибывшие на место катастрофы, плохо подготовлены и, в конечном итоге, сами становятся обузой для тех, кому хотели помочь. Эксперты в области катастроф говорят, что люди, которые действительно могут оказать неоценимую помощь – это, вероятно, сами местные жители.
Благотворительные фонды являются крупнейшим в мире организациями, которые финансируют терроризм, сами того не подозревая. Так, например, исламская благотворительная организация Саудовской Аравии предложила $2.7 миллионов афганскому религиозному деятелю, чтобы он смог построить мечеть, футбольные площадки и школу в Кветте (Пакистан). Когда ее представители решили проверить, как продвигается проект, оказалось, что нет никакой школы, никакой мечети и самого афганского деятеля. Они подозревают, что их деньги, скорее всего, были использованы на финансирование терроризма, а не на улучшение местной инфраструктуры.
Однако некоторые организации, занимающиеся, а точнее сказать, прикрывающиеся благотворительностью, сами становятся сообщниками зла. Как оказалось, Global Relief Fund, один из крупнейших исламских благотворительных фондов в США, поддерживал тесные взаимоотношения с Аль-Каидой.
А Благотворительный международный фонд (Benevolence International Foundation) (Чикаго) выступал в поддержку чеченских террористических действий в России, которые включали убийство 335 школьников и их родителей в городе Беслане.
Мы доверяем наших любимых зверушек благотворительным фондам защиты животных, потому что надеемся, что они позаботятся о них и не убьют их (наверное). В данном случае ключевое слово – «наверное». Благотворительная организация «Люди за этичное отношение к животным» (People for the Ethical Treatment of Animals (PETA) уже является сомнительной из-за своих обнаженных протестов и потребительских бойкотов.
Люди могли ожидать от PETA все что угодно, но только не то, что произошло в 2011 г., когда поступили сообщения о том, что организация «приговорила к смерти» 2,124 животных. Как выяснилось, за 11 лет PETA избавилась почти от 30,000 домашних животных, находящихся на их попечении. И это не были животные, страдающие смертельными заболеваниями. Большая часть из них была абсолютно здорова.
Другой, не менее печальный случай. Королевское общество по борьбе с жестоким обращением с животными (Royal Society for the Prevention of Cruelty to Animals (RSPCA) в 2011 году убило 3,400 животных. Всего за 5 лет RSPCA уничтожило 46% здоровых животных, находящихся под их опекой.
На что, как правило, надеются люди, которые бросают деньги в ящичек для пожертвований? На то, что они пойдут на благо нуждающихся, но никак не в кошельки богачей.
Недавно выяснилось, что большинство крупнейших благотворительных организаций только 4% из всех своих средств действительно тратят на реальную деятельность. Остальные 96% пожертвований направляются прямо в карманы учредителей благотворительных фондов, бизнесменов и юристов.
Kids Wish Network, благотворительная организация, занимающиеся сбором средств на лечение тяжелобольных и умирающих детей, получила $125 миллионов для «дела». Из них $110 миллионов отправились прямо к адвокатам, а $4 миллиона – к руководителям благотворительных организаций.
Эти благотворительные организации, как стало известно, обманывали людей, получали непомерную зарплату и организовывали махинации, направленные на пополнение их банковских счетов. Так, Благотворительный фонд по борьбе с раком в Америке (Cancer Fund of America) собрал $100 миллионов якобы для блага больных раком, но вместо реальной помощи он предоставил умирающим людям бесполезные безделушки, бумажные тарелки и салфетки.


