vartyan021013-1Когда служащая ЗАГС спросила молодую женщину о ее имени, та ответила: «Меня нужно называть Мадлен Гульбеяц». Служащая внимательно посмотрела на кудрявую, черноволосую женщину. В ее лице отражались непонимание и беспокойство. Может она сумасшедшая? В это время Мадлен начала рассказывать свою историю — она хотела поменять свою турецкую фамилию, с которой она не может себя идентифицировать.
 
Когда служащая узнала, что Гульбеяц переводится как «Белая роза», она спросила: «Зачем же менять такое красивое имя?». Тогда девушка стала объяснять – на ее фамилии кровь предков. Она – Мадлен Гульбеяц – совсем не турчанка, как следует из ее имени, а армянка. Как известно миллионы армян в 1915 году стали жертвами Османской империи. В том числе семья Гульбеяц была почти полностью уничтожена. Позднее, в первые десятилетия существования Турецкой республики, оставшиеся в живых армяне подвергались сильному давлению. С 1935 года всех жителей не турецкой национальности – армян, арамейцев и курдов, заставили поменять свои фамилии на турецкие.

Гульбеяц считает невыносимым тот факт, что турецкие преступники захотели украсть национальную идентичность армян и уничтожить последние армянские следы, уничтожив даже их имена и фамилии.

Поскольку она была гражданкой ФРГ, то посчитала, что смена фамилии пройдет без проблем. Но не тут то было. ЗАГС отказал и предложил Мадлен принести справку от психиатра. Врачи должны подтвердить, что факт смены армянской на турецкую фамилию нанес ей психическую травму. Все остальное – это лирика, сказали ей.

Подобные сцены повторялись в Германии часто. Теперь с этим покончено. Незадолго до выборов в Бундестаг, правительство приняло правила, которые объясняют, что является важным основанием для смены фамилии. Теперь к «важным основаниям» относится и то, что фамилия может напоминать об угнетении и преследовании.

Инициатором таких изменений стал депутат Бундестага от ХДС Райнхолд Зендкер из округа Варендорф. Как известно в этом округе проживает многочисленная группа мигрантов из Турции, которые во времена Османской империи, преследовались – почти 100 000 арамейцев. Их предки были насильственно переведены в «турков» в 1935 году. Сотни арамейцев пытались изменить свои фамилии – почти всегда были отказы. Тогда Зенкер обратился в МВД и реакция была быстрой – сделаны изменения в правила.

Теперь в будущем тысячам граждан ФРГ не придется испытывать то, что пережила Мадлен. Она обратилась к врачу. Тот проверил ситуацию и провел параллель геноцида с массовым уничтожением и притеснением евреев. Ведь можно увидеть параллели между немецкими армянами и судьбами многих немецких евреев. Многие евреи также страдали, вынужденные носить немецкие фамилии.

Такие же чувства испытывала и Мадлен. И она не хотела носить имя принадлежащее народу, который в 1915 году уничтожил миллионы армян. Она помнила рассказы отца, которого в одном турецком селе, где он рос, обзывали «христианской свиньей» и забрасывали камнями. Конечно, Мадлен знает, что были и есть порядочные и уважаемые турки, о чем говорит то, что ей дали имя «белая роза». Но она все время ощущала себя не турчанкой, а армянкой, имеющей свою историю, историю своего народа.

Врач, которые делал экспертизу Мадлен, выдал справку, согласно которой семья пациентки была насильно переведена в «турецкие», что затруднило их самоидентификацию. Поэтому, смена фамилии для Мадлен очень желательна и позитивно повлияет на ее состояние.

Когда в ЗАГСе увидели справку врача, то не поверили своим глазам, но изменить ничего не смогли. Так 31-летняя адвокат Мадлен Гульбеяц вернула себе имя – Мадлен Вартьян. Это тоже означает «Белая роза», но теперь уже на армянском.

Теперь тем, кто захочет вернуть или сменить имя, будет легче – создан прецедент. Теперь ожидается решение верхней палаты – Бундесрата, которая должна утвердить эти правила. Тогда, не только эти национальные группы, но и в целом те, кто считает себя преследуемым и угнетенным, смогут сменить имя, — утверждает Даниель Демир, председатель Союза арамейцев. Это правило смогут использовать почти 15 000 армян, 100 000 арамейцев и около 800 000 курдов, проживающих в Германии. Сколькие из них захотят сменить имя, пока неизвестно. Дело в том, что нет точной статистики. Однако ясно, что скоро придется говорить об этих меньшинствах — не «мигранты турецкого происхождения», а «выходцы из Турции».

 

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.