Известный сенатор Маккейн опубликовал письмо к российским гражданам, и я, будучи таким гражданином, решил на него ответить. Вряд ли сенатор это прочитает; но, по крайней мере, я могу написать. Итак,

Уважаемый сенатор Маккейн,

Мне доводилось работать с американцами, учиться у них, и я вспоминаю этих достойных людей с глубокой благодарностью. Я более-менее свободно читаю по-английски (говорю и пишу хуже), и несколько знаком с американской культурой, которая во многих отношениях вызывает у меня искреннее восхищение. Глубокая религиозность и патриотизм американцев представляется мне, несомненно, достойными подражания, а предпринимательский и технический гений Америки сделал возможным, например, компьютер, на котором я набираю этот текст.

Поэтому то, что я намереваюсь сказать, я скажу как человек, отнюдь не питающий неприязни к Вашей великой стране, но напротив, искренне желающий ей мира и процветания.

Мне бы не хотелось, чтобы это прозвучало враждебно, но я думаю, что не будучи официальным лицом, я могу прямо обозначить причины, по которым Ваша риторика представляется неубедительной. Вы пишете “Российский гражданин не мог бы опубликовать заявление, подобное тому, которое я сейчас сделал”; минутный поиск в русском интернете покажет Вам, что это просто не так - русский интернет полон критики в адрес Путина и весьма живой политической полемики.

Это одна из деталей, которые выдают Вашу неосведомленность в реальном положении дел. Разумеется, Вы никоим образом не обязаны знать русский язык - чрезвычайно трудный для изучения - и, возможно, у Вас нет времени консультироваться с теми, кто его знает. Вы также не обязаны знать историю, культуру, или внутриполитическую ситуацию в нашей стране. Но раз Вы этого не знаете - и Ваши высказывания об этом ясно свидетельствуют - возможно, Вам стоит быть осторожнее в Ваших суждениях. Вероятно - раз вы достигли такого высокого положения в Вашей стране - Вы являетесь экспертом в каких-то важных областях. Но жителям России трудно признать Вас экспертом в области того, как им следует устраивать свою жизнь и решать стоящие перед ними проблемы. Решение этих проблем предполагает определенный уровень компетентности и благожелательности.

Вопрос того, хорош ли Путин и сложившийся при нем политический режим, предполагает некое сравнение, хорош по сравнению с чем - на что нам предлагают его сменить? К счастью, Вы в свое время прояснили этот вопрос. Выступая в Ливии после свержения Каддафи, Вы заявили, что “народ Ливии сегодня воодушевляет людей в Дамаске, Тегеране, даже Пекине и Москве”. Должен Вас уверить, что большинство людей в Москве (и я подозреваю, что в Пекине и других городах тоже) не находят ничего воодушевлявшего в зрелище опустошительной гражданской войны со всеми ее зверствами и мерзостями. Иностранные военные бомбардировки - имевшие место в Ливии - тоже не заставляют россиян мечтать о чем-то подобном. Результаты, достигнутые в результате этой войны - такое положение дел, при котором абсолютно никто в Ливии, включая даже посла США, не может находиться в безопасности - тоже не кажутся чем-то привлекательным. На фоне ситуации, созданной (при Вашем личном деятельном участии) в Ливии, даже гораздо худший режим, чем режим Путина, выглядел бы очень хорошо.

Риторика политиков - с обязательным упоминанием неотъемлемых прав - у всех примерно одинакова, и нам стоит взглянуть на практические результаты Вашей деятельности. Результаты эти очевидны - умножение человеческих страданий. Вы были одним из самых энергичных сторонников войны в Ираке; с тех пор эта несчастная страна погружена в хаос и войну всех со всеми, а положение с правами человека является еще худшим, чем при Саддаме Хуссейне. Как христианин, я особенно удручен положением иракских христиан, большая часть которых была вынуждена бежать из страны, столкнувшись с преследованиями, вполне подпадающими под международное определение геноцида.

Мне не хочется впадать в прокурорский тон, но реальное положение дел таково, что эта человеческая трагедия ужасающих масштабов явилась результатом политики, одним из авторов которой были Вы. И, хуже того, когда она уже развернулась, как американское руководство в целом, так и Вы лично проявили поразительное безразличие к судьбе этих людей.

В эти дни Вы горячо выступаете в поддержку сил, борющихся с режимом Асада в Сирии, хотя победа этих сил со всей очевидностью приведет к тому, что сирийские христиане повторят судьбу иракских.

Я не берусь обвинять Вас в осознанном намерении уничтожить ближневосточных христиан. По-видимому, их гибель является для Вас просто побочным эффектом Вашей политики, который Вы находите допустимым. Я должен сказать, что я не нахожу его допустимым. Я также опасаюсь, что Ваши действия делают Ваши слова о правах человека и о сочувствии жертвам войны и преследований не вполне убедительными. Ваши разговоры о “ценностях” воспринимаются на фоне Ирака, Ливии, и Вашего намерения устроить то же самое в Сирии.

Ваше возмущение законами, воспрещающими (под угрозой штрафа) пропагандировать гомосексуализм несовершеннолетним, производит сюрреалистическое впечатление на фоне Вашего безразличия к судьбе великого множества людей, которых подвергают всевозможным насилиям, убивают и изгоняют за то, что они призывают имя Господа нашего Иисуса Христа, причем эти бедствия являются прямым результатом политики, которую Вы поддерживаете.

Я полагаю эти законы полностью оправданными - особенно в свете надежной медицинской статистики, показывающей катастрофические последствия гомосексуального образа жизни для здоровья - но я не хотел бы углубляться в полемику из-а гротескного несоответствия масштабов. Огорчение некоторых активистов на то, что им не позволяют проповедовать их специфические взгляды на половую жизнь несовершеннолетним, может быть весьма велико - но его едва ли можно рассматривать в одном ряду со страданиями ближневосточных христиан.

Я также не буду подробно останавливаться на выступлении известной панк-группы в храме. В интернете я ознакомился с законами Вашей страны относительно таких случаев - и должен сказать, что в США это тоже было бы наказуемо.

Но это все не так важно - гораздо важнее судьба ближневосточных христиан. На наших глазах совершилась и совершается трагедия исторических масштабов - христиане истребляются и изгоняются там, где они жили непрерывно со времен Христа и Апостолов, где они пережили самые разные повороты истории и самых разных правителей - чтобы, наконец, быть уничтоженными в результате политики, одним из авторов которой являетесь Вы.


Историки будущего, которые будут писать об этой трагедии, возможно, не будут цитировать Ваши речи - но они будут иметь дело с последствиями Вашей политики. И я опасаюсь, что эти результаты доставят Вам заслуженное звание “Маккейн Истребитель Христиан”. Есть и еще более важные причины задуматься - мы все, рано иди поздно, предстанем перед судом Того, чьих последователей сейчас убивают и изгоняют в результате политики, которую Вы продолжаете проводить.


Грехи Путина могут быть велики и ужасны - но кровь ближневосточных христиан определенно не на нем. Возможно, грехи Путина - это не то, на что Вам стоит обращать внимание в первую очередь. Вы еще можете обратиться и вспомнить о ценностях, которые вы декларируете, чтобы применить их на практике, и вспомнить о людях, которые подвергаются страшным преследованиям за имя Христово. Мы все совершаем грехи и ошибки - и если мы облечены властью, они могут иметь самые гибельные последствия для множества людей. Но совершив зло, не обязательно упорствовать в нем до конца. Употребите Вашу власть и влияние на спасение ближневосточных христиан - и тогда Ваши разговоры о ценностях действительно смогут вызвать доверие. 

Сергей Худиев

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.