Еще в бронзовом веке, когда в Египте строились пирамиды, а в Месопотамии расцветали первые города, человечество начало создавать письменные законы. Одно из немногих сохранившихся свидетельств датируется 2400 годом до н. э. Это глиняные таблички из архивов древнего города-государства Эбла. Другим важным символом древней юриспруденции считается Вавилонский кодекс Хаммурапи, высеченный на черном базальтовом столбе. Язык этого документа лишен выразительных средств и сложных синтаксических конструкций: «Если кто-нибудь украдет чужого малолетнего сына, то его должно предать смерти».
Нормы права Древнерусского государства в середине II века были зафиксированы в «Русской правде». Судебник Ивана III, утвержденный в 1497 году, стал первым единым сводом законов. В нем описывались нормы гражданского, судебного, уголовного и процессуального права.
Гипотеза магического заклинания
Исследователи из Массачусетского технологического института изучили особенности юридического языка. Они сравнили стиль написания правовых документов с тем, как формулируются магические заклинания. Последние часто содержат несовременные термины и рифмы. Поэтому, когда мы их произносим, возникает ощущение силы и власти. То же правило действует с нормативными актами. Замысловатые конструкции заставляют нас верить в авторитетность написанного и, как следствие, подчиняться.
Чтобы проверить выдвинутую гипотезу, ученые-когнитивисты провели ряд экспериментов. Они попросили людей без юридического образования написать несколько запрещающих законов: об обороте наркотиков, вождении в нетрезвом виде, кражах со взломом и поджогах. Затем участникам предложили написать небольшие истории о преступлениях.
В ходе исследования ученые обнаружили закономерность: испытуемые составляли законы с центрально-встроенными конструкциями. То есть ставили в середину предложения длинные определения. При этом обычные истории о преступлениях отличались большей простотой и были более доступными для понимания. Исследователи также пришли к выводу, что «юридический жаргон» и способ построения предложений в нормативно-правовых актах сложен для восприятия даже для профессионалов из сферы юриспруденции.
Откуда к нам пришел «юридический жаргон»
Вопросами происхождения «юридического жаргона» сейчас активно занимается Лаборатория Гибсона при Стэнфордском университете. Ученые планируют проанализировать древние законы, в том числе кодекс Хаммурапи, чтобы определить, с какого момента появился особый стиль письма и метод «встраивания в центр».
Исследователи из Массачусетского института также предложили стремиться к упрощению текстов юридических документов, чтобы законодательные акты могли с легкостью трактоваться без помощи профессионалов.