Процесс нормализации армяно-турецких отношений должен идти в контексте урегулирования карабахской проблемы, заявил глава МИД России Сергей Лавров.
«Турки некоторое время назад при нашей помощи начали процесс нормализации армяно-турецких отношений. Сейчас он застопорился. Но интерес Турции сохраняется. Мы к этому готовы. Понятно, что нормализация должна идти в контексте всех остальных проблем, которые необходимо «дорешать» на Южном Кавказе в контексте урегулирования карабахской проблемы», - сказал он на встрече со студентами и профессорско–преподавательским составом МГИМО.
Об армяно-турецком диалоге
Дипотношения между Арменией и Турцией отсутствуют с 1991 года, а госграница закрыта с 1993 года по инициативе Анкары. В числе проблемных вопросов - недовольство Анкары на продвигаемый Арменией процесс международного признания Геноцида армян и нагорно-карабахский конфликт.
В декабре 2021 года Армения и Турция назначили своих эмиссаров по нормализации армяно-турецких отношений - вице-спикера НС РА Рубена Рубиняна и опытного дипломата, бывшего посла Турции в США Сердара Кылыча.
12 марта 2022 года на полях Анталийского дипломатического форума состоялась встреча глав МИД Армении и Турции, в ходе которой был обсужден дальнейший процесс нормализации отношений, стороны подтвердили готовность продвигать этот процесс без предусловий, чтобы он увенчался установлением отношений и открытием границ между двумя странами.
1 июля 2022 года эмиссары Армении и Турции договорились обеспечить возможность пересечения армяно-турецкой сухопутной границы в кратчайшие сроки для граждан третьих стран, посещающих соответственно Армению и Турцию. Также была достигнута договоренность о скорейшем начале осуществления прямых авиаперевозок грузов между Арменией и Турцией.
В начале 2023 года стало известно об устранении препятствий для прямых грузовых авиаперевозок между Арменией и Турцией, и они стали возможны с 1 января.
1 марта 2024 года главы МИД Армении и Турции Арарат Мирзоян и Хакан Фидан на встрече в Анталье подтвердили готовность добиться полной нормализации отношений, а также обменялись мыслями о возможных конкретных шагах в этом направлении