Идея создания полицейской гвардии обоснованная, но запоздалая. Такую точку зрения в беседе со Sputnik Армения выразил бывший заместитель начальника Полиции Армении Ованнес Кочарян, отметив, что идея возникла еще после смены власти в 2018 году.
Ранее сообщалось, что парламент страны принял в первом чтении резонансный проект о создании полицейской гвардии. В обосновании авторов отмечается, что на новое структурное подразделение полиции с современным вооружением и обученным персоналом будут возложены функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, охране государственных зданий и важнейших объектов, сопровождения делегаций, предусмотренных государственным протоколом, а также по обеспечению правового режима при военном и чрезвычайном положении и так далее. Таким образом, в случае военного положения или войны, полицейские войска больше не будут отвечать за охрану государственной границы.
"Думаю, никто ни тогда, ни сейчас не утверждал, что во время войны гвардия должна бездействовать. В военное время задачи гвардии должны измениться", — сказал Кочарян.
Он также отметил, что в период 44-дневной войны функции полицейских войск и армии не были четко разграничены, что привело к нежелательным и трагическим последствиям.
"К примеру, полиция должна была обеспечивать безопасность на данных территориях во время военного положения, перевозку грузов военного назначения, эвакуацию гражданских лиц и защиту стратегических объектов", - добавил бывший заместитель начальника Полиции Армении.
По его мнению, в этом случае армия не была бы перегружена подобными задачами во время боевых действий.
Критики проекта считают, что новое подразделение будет заниматься исключительно защитой членов правительства и действующей власти.
"То есть если их не называть "гвардией", при необходимости они не будут служить, а если сменить название – будут?" - задается риторическим вопросом наш собеседник. Он также отмечает, что полицию постоянно обвиняют в служении властям: власти утверждают, что полиция служит государству, оппозиция же говорит, что она служит властям.
Кочарян подчеркнул, что действующим законом "О полицейских войсках" запрещено проводить силовые мероприятия во время мирных митингов. Полиция имеет право применять силу только в том случае, если мирная демонстрация перерастает в организованное сопротивление или столкновения, в том числе с применением оружия или предметов и средств, используемых в качестве оружия.
"Этот запрет был раньше, есть он и сейчас. Другое дело, что они предпринимают определенные сопроводительные действия, но они не должны оказывать силовое вмешательство в мирные собрания", - утверждает Кочарян, добавляя, что все зафиксированные нарушения должны стать предметом отдельного расследования.
По его мнению, новый закон лишь уточняет функции полицейских сил, в данном случае гвардии, в условиях мирного времени и военного положения. Опытный полицейский не согласен с мнением, что подразделению предоставляются дополнительные функции, которые могут содержать скрытые опасности. Другой вопрос, в какой степени полицейская гвардия останется в рамках полномочий, возложенных на нее новым законом.
"Правило пропорциональности применения силы священно. Однако навыков симметричного применения силы у нас пока нет. Мы постоянно об этом говорим, но наши силовые структуры, которые должны быть экспертами в вопросе пропорционального, правильного применения силы, или командиры, которые должны управлять этой силой, не имеют соответствующей подготовки. Причина может показаться тривиальной, но она состоит в том, что это никогда не рассматривалось как приоритет или как основная цель реформ. Для этих навыков нужны особые специалисты и специальные долгосрочные курсы", - заметил Кочарян.
По его словам, очень немногие специалисты в Армении владеют всеми аспектами принципа пропорциональности силы. Он считает, что как в системе полиции, так и в общественных структурах, обвиняющих полицию, вряд ли найдутся люди, которые могут грамотно объяснить, что значит "несоразмерное применение силы".
Полицейская гвардия Армении будет иметь территориальные подразделения прямого подчинения, как минимум, в трех областях Армении (Лори, Ширак, Сюник), которые при необходимости будут обслуживать и прилегающие области. Она также будет иметь подразделения государственной охраны и защиты лиц, вовлеченных в уголовное производство (в Ереване и областях).
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.