Власти Армении вмешались в темы, крайне опасные для государственности. Об этом на своей странице в Facebook написал бывший омбудсмен Армении Арман Татоян.
«Нельзя проявлять такое постыдное поведение ради политических интересов и использовать движение, инициированное архиепископом Багратом, как «возможность» для инициирования преследования в форме политического возмездия против конституционно закрепленной Апостольской Святой Церкви. Это поведение, которое разделяет наше общество, диаспору, разжигает внутреннюю вражду и ослабляет государство, что не пристало ни одной власти в целом.
К сведению властей Армении привожу примеры международного опыта, связанные с вопросом обложения налогом Армянской Апостольской Святой церкви. Так, в Греции Церковь не платит налог с доходов, полученных от пожертвований и религиозной деятельности.
Она платит налог только за коммерческую деятельность. Другими словами, если на территории церкви есть, например, кафе или книжный магазин, то налог нужно платить. Кроме того, государство обеспечивает оплату заработной платы и обучения священнослужителей, а также расходы на содержание церковных зданий.
Большинство церквей в Великобритании зарегистрированы как благотворительные организации и не платят налогов. Церковь не платит налог на пожертвования и доходы, полученные от религиозной деятельности. Платит налог на коммерческую деятельность. Однако, в отличие от Греции, если на территории церкви есть кафе, на него распространяется правило «Льготы по ставкам для бизнеса», и в этом случае налог либо не платится, либо сумма значительно снижается.
Причем речь идет не только о церквях, а о культовых сооружениях вообще («places of worship»), к которым могут относиться как церкви, так и, например, храмы, принадлежащие другим религиям. В Дании и Швеции члены церкви платят церковный налог, взимаемый государством. Ставка этого налога варьируется по усмотрению муниципального органа и используется для поддержки деятельности церкви, включая содержание церковных зданий и зарплату духовенству.
Этот сбор собирается государственным налоговым органом вместе с обычным подоходным налогом, а затем передается Шведской церкви для поддержки ее деятельности. В Швеции и Дании церковь не платит налог на пожертвования и доходы, полученные от религиозной деятельности. Она платит налог на коммерческую деятельность и имущество, используемое в религиозных целях.
Имущество, используемое в религиозных целях (например, церковные здания и связанные с ними постройки), освобождается от налога на имущество. Кроме того, если церковь занимается коммерческой деятельностью (например, сдачей недвижимости в аренду или ведением бизнеса), доход от этой деятельности подлежит налогообложению.
В Норвегии Национальная церковь и другие признанные религиозные общины получают финансирование от государства и муниципалитета. Религиозные общины освобождены от налогов на пожертвования, сборы и доходы от религиозной деятельности. Это означает, что деньги, отдаваемые членами церкви на религиозные службы, церемонии и другие церковные функции, не облагаются налогом.
В Грузии Церковь не платит налог с доходов, полученных от пожертвований и религиозной деятельности. Платит налог только за коммерческую деятельность. Религиозные организации могут быть обязаны предоставить прозрачную финансовую отчетность и отчет о доходах от коммерческой деятельности.
В Российской Федерации религиозные организации, в том числе Русская Православная Церковь, имеют особый статус в налоговой системе. Все религиозные организации освобождаются от уплаты подоходного налога, если доход получен от их основной деятельности (религиозной, образовательной и культурной). Религиозные организации не обязаны платить налог на имущество, если имущество используется для основной церковной деятельности.
Налоги с продаж на различные товары и услуги обычно предусмотрены законом, но существуют различные исключения. Например, предметы из перечня ритуальных принадлежностей налогом не облагаются», - написал экс-омбудсмен Армении.