Протесты в Турции против правительства Реджепа Эрдогана могут привести к его отставке. Все зависит от того, насколько серьезными они будут. Позиции правительства укрепляет то, что Партия справедливости и развития – правящая. Кроме того, экономика в Турции не так уж плоха. Хотя по некоторым данным инвестиционный климат сильно перенапряжен.
Ослабляет позиции правительства сам лидер – премьер-министр Эрдоган с его безумными амбициями. С претензиями на то, чтобы не отдавать власть, если в 2014 году ему, поменяв Конституцию, не удастся в ходе президентских выборов совершить рокировку с президентом Абдулой Гюлем. С намерениями исламизировать страну, что он делает активно и агрессивно. Турция – хоть и мягким парламентским путем – превращается из светского государства в исламское. И это не нравится колоссальному количеству турецких граждан. У Реджепа Эрдогана не хватает сил, чтобы быть диктатором, однако соответствующие амбиции у него существуют. Поэтому ему приходится маневрировать, пытаясь, к примеру, заключить соглашения с курдами, что уже вызывает серьезное недовольство у силовиков. В такой ситуации личное всегда довлеет над общественным. И это ослабляет позиции правительства.
Тем не менее, в Турции нет шансов перерастания конфликта в гражданскую войну. Такая перспектива существует в Египте, где есть соответствующий накал противостояния исламистов со светской частью общества.
Нынешние протесты не имеют никакого отношения к «арабской весне», которая началась по объективным причинам, а дальше была подхвачена Катаром и Саудовской Аравией для превращения региона в новый Халифат. События же в Турции – это постепенная и ползучая исламизация, которая, когда перестала быть постепенной и ползучей, столкнулось с жестким противостоянием светских кругов. Да, если говорить в целом, эти процессы, как и «арабская весна», являются частью противостояния светских с исламистами. Но это разные части одного целого, которые не зависят друг от друга.
Вопрос того, что Партия справедливости и развития потеряет монополию на власть, безусловно, стоит. Однако монополия на власть вещь недолгая, а если долгая, то печально заканчивается, как известно на примере КПСС. Тем не менее, сейчас трудно говорить, кто сможет перехватить власть. Теоретически правительство могут сформировать светские партии, националисты, различные коалиции. В Турции вообще не может существовать правительства, которое бы правило без какой-либо коалиции. Исламисты же опираются на объективные реалии – им действительно удалось, в отличие от Египта и Туниса, исправить ситуацию с экономикой. Кроме того, они смогли поставить коррупцию в определенные рамки. Но политика полностью не зависит от экономики.