В Арцахе (Нагорном Карабахе) в начале мая отпраздновали 20-летие освобождения города Шуши. Он был последним крупным населенным пунктом на территории непризнанной республики, который во время войны контролировался азербайджанскими войсками. В ночь с 8 на 9 мая армянские вооруженные формирования смогли выбить противника из города. Наш корреспондент встретился с участниками этой операции и узнал подробности событий двадцатилетней давности.
Виталий Вердиян, участник нагорно-карабахской войны: "В два часа утра командир по рации дал приказ, чтоб я начал артиллерийский огонь по позициям противника. Как только я начал стрелять, они догадались о моем месторасположении, и их танк начал ответный огонь в мою сторону, не прекращая до самого конца боя. Но все время мимо".
Фактически, решающими в сражение за населенный пункт стали первые часы операции.
Ашот Парамазян: "Утром 8 мая началась операция, а ночью к 12 часам поступил приказ остановиться. Мы вернулись. После, рано утром, когда мы вышли, чтоб опять пойти в атаку, нам сообщили, что разведка донесла, что Шуши свободен, противник убежал, оставив город. 9 мая, почти без единого выстрела мы вошли в город, там азербайджанцев не было - иногда встречались по одному-двое, но в основном город был пуст".
Сейчас в Нагорном Карабахе стараются не вспоминать о кошмаре двадцатилетней давности. Но забыть те страшные дни невозможно, несмотря на все усилия. Ведь только шушинская операция позволила избавить жителей Степанакерта от постоянных бомбежек.
Цованар Акопджанян, жительница Степанакерта: "Это день я хорошо помню. Мой сын участвовал в этом бою. Я все ночь сидела и ждала его. Все спали, а я ждала. Когда он пришел, вошел в подвал, в бронежилете, был весь грязный, промокший, уставший. Я этот день не могу забыть.
Варя Оганджанян, жительница Степанакерта: "Разве можно этот день забыть? Незабываемый был день. Когда танки, воины спустились в Степанакерт, их встречали цветами. Кто плакал, кто смеялся. Трогательный был момент. В ночь операции, нашим детям было по 10, 12, 15 лет. Мы когда поняли, что стреляет наш "Град", а не азербайджанцы из Шуши, все дети вышли на улицу, и прямо во дворе на коленях молились. И Бог нам помог. Нам помог наш всемогущий Крест".