Скандальное продолжение истории с убийством экскандидата в мэры Гориса во дворе дома губернатора Сюникской области Сурена Хачатряна

Загадки армянского правосудия

Фото: lenta.ru

 На прошлой неделе произошло событие, всколыхнувшее армянскую общественность – были освобождены обвиняемые в убийстве бывшего кандидата в мэры Гориса Аветика Будагяна сын экс-губернатора Сюникской области Тигран Хачатрян и телохранитель губернатора Зарзанд Никогосян.

Орган предварительного следствия  — следственная служба Минобороны Армении сообщила о прекращении уголовного преследования в отношении Тиграна Хачатряна и Никогосяна. Оба были освобождены из под стражи, так как якобы в ходе следствия выяснилось, что «действия обвиняемых подпадают под признаки необходимой обороны».

Они обвинялись по пункту шестому части второй статьи 104 (убийство, совершенное способом, опасным для жизни многих людей), статьи 235 (незаконное приобретение, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия) и части первой статьи 112 (умышленное причинение другому человеку телесного повреждения или иного тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни).

Рафик был ни в чем не виноват

О нашумевшем случае во дворе дома губернатора Сюникской области Сурена Хачатряна (известен под прозвищем Лиска), когда  был убит Аветик Будагян, а его брат – полковник одной из частей Армии обороны Нагорно-Карабахской республики  Артак Будагян был тяжело ранен, «Кавказская политика» уже публиковала. Ранение также получил один из телохранителей экс-губернатора, Николай Абрамян.

О том, что власть сделает все, чтобы оградить от уголовной ответственности Сурена Хачатряна, было ясно с самого начала следствия, когда, несмотря на информацию о присутствии губернатора на месте происшествия, согласно официальной версии, он пьяный спал в своем доме, и его решили не арестовывать. Причем спал настолько крепко, что не проснулся и после более десятка выстрелов во дворе своего дома.

Максимум, чего удалось добиться под давлением возмущенной общественности -  Хачатрян выступил с заявлением, в котором сообщил о сложении с себя полномочий губернатора до окончания предварительного следствия, а также  выразил сожаление в связи  с тем, что не смог предотвратить трагический инцидент, произошедший у своего дома.

При этом было ясно, оставшийся на свободе Хачатрян будет делать все для освобождения своего сына и телохранителя, и фактически, всесильному хозяину Сюника это удалось.

Накануне журналистам о причинах побудивших освободить сына и телохранителя экс-губернатора рассказал глава следственной службы Минобороны Армении Армен Арутюнян.

Причем его речь скорее походила на выступление адвоката семьи Хачатрянов, чем главы органа, ведущего предварительное следствие – всячески выпячивалась виновность Будагянов, а все факты, которые могли поставить под сомнение невиновность сына и телохранителя Хачатряна или замалчивались, или получали обтекаемые ответы.

По словам Арутюняна, все оружие, которое было найдено в доме у губернатора – законное, и было зарегистрировано на Сурена Хачатряна. При этом он не дал четкого ответа на вопрос агентства «Новости-Армения» «не является ли нарушением закона применение оружия, зарегистрированного на имя экс-губернатора, его сыном и телохранителем, и насколько подпадает под признаки необходимой обороны 11 выстрелов в ответ на два выстрела, якобы сделанные Аветиком Будагяном».

«Я созвал пресс-конференцию не для того, чтобы обсуждать вопрос правовой оценки деятельности всех лиц. В связи с действиями тех лиц, по которым следственный орган счел, что имеет право дать правовую оценку и принять решение, такое решение было принято. По действиям других лиц предварительное следствие продолжается, и наличие, либо отсутствие состава преступления также получат правовую оценку. Порядок обжалования этих решений четко установлен Уголовно-процессуальным кодексом» , — заявил он.

Арутюняна (да и военную прокуратуру тоже) не смущал тот факт, что Тигран Хачатрян и Зарзанд Никогосян, согласно пресс-секретарю Полиции Армении Ашоту Агароняну, сразу после задержания дали признательные показания, что сын губернатора согласно следствию находился под воздействием наркотиков.

Особенно интересным был ответ на вопрос, не является ли нарушением закона то, что в доме у Хачатряна было обнаружено самодельное оружие – согласно Арутюняну, «раз у Сурена Хачатряна есть право на ношение оружия, подписанное начальником полиции в 2009 году, то самодельное оружие не является нарушением закона».

Согласно следственной службе Минобороны, не подтвердилась информация, что Аветик Будагян был избит людьми Сурена Хачатряна в день убийства, что губернатор сам участвовал в перестрелке, что по Будагянам стреляли и из второго этажа особняка губернатора или в спину.

Отвлечь внимание от истинных виновных

За несколько дней до решения освободить из-под стражи Тиграна Хачатряна и Зарзанда Никогосяна, пресс-конференцию дал представитель правопреемника Аветика Будагяна Айк Алумян, также являющийся защитником брата убитого Артака Будагяна.

По его словам, в ходе расследования следственная служба и военная прокуратура прилагают неимоверные усилия для того, чтобы очернить Артака Будагяна, приравнять его к реальным преступникам, оставляя в стороне как провокации самого Сурика Хачатряна, так и совершенное убийство Аветика Будагяна, и с этой целью планируют ужесточить обвинения в его адрес.

«Похоже, эту смерть (Аветика Будагяна) отодвинули в сторону, все сосредоточено на Артаке Будагяне. Похоже, всеобщее внимание отвлекают от настоящих виновных, от реальных важных фактов. Все это является составной частью того же самого сценария – любой ценой, не брезгуя никакими методами, помочь стороне Сурика Хачатряна», — заявил адвокат.

Алумян также прокомментировал факт появления в Интернете смонтированной видеозаписи событий во дворе дома губернатора, связав с программой, призванной очернить Аветика Будагяна.

«Видеозапись была сразу конфискована. И отсюда возникает вопрос, кто и почему смонтировал и разместил видеозапись, и самое главное – кто эту видеозапись предоставил», — заметил он.

По словам адвоката, видеозапись, распространенная спустя несколько дней после инцидента, подверглась монтажу в пользу Хачатрянов, а оригинальная запись исключает версию вооруженного нападения.

«Видеозапись полностью опровергает какую-либо возможность этой версии. На ней ясно видно, что стрелять начал Тигран Хачатрян в тот момент, когда  никакого нападения, столкновения, спора уже не было, ничего уже не происходило», — пояснил Алумян.

Позор армянского правосудия

Фактически своим решением армянское правосудие в лице следственного управления Минобороны, а также военной прокуратуры, осуществлявшей надзор над следствием, опозорило себя. Вместо того, чтобы найти реальных виновных трагедии, вся вина за случившееся была возложена на убитого Аветика Будагяна — ведь  покойный вряд ли сможет ответить на обвинения.

В свою очередь армянские правозащитники считают беспрецедентным явлением, когда дело обвиняемых в умышленном убийстве даже не доходит до суда.

При этом, если в отношении Аветика Будагяна было принято решение о прекращении судебного преследования по причине его смерти, то в отношении его брата, Артака Будагяна, получившего тяжелое ранение, дело не закрыто, и его последующая судьба зависит от семьи Сурена Хачатряна, поскольку потерпевшей признана супруга экс-губернатора Лорета Барсегян.

«Абсурд продолжается: в настоящее время ведется расследование, и у нас есть только один обвиняемый – Артак Будагян.  Лорета Барсегян сегодня является потерпевшей, и даже со стороны адвокатов прозвучала такая мысль, что они думают, что Лорета Барсегян не будет подавать жалобу, поэтому Артак Будагян не будет подвергнут уголовной ответственности. То есть, Артак Будагян не будет привлечен к уголовной ответственности лишь вследствие «великодушия» противоположной стороны. Вы понимаете, до чего дошел цинизм?», — заявил армянской службе Радио Свобода Алумян.

Резюмируя ситуацию с делом об убийстве Аветика Будагяна можно лишь заметить, что армянская власть в очередной раз показала, что не собирается отдавать своих (в данном случае такого мастера обеспечивать результат на выборах, как Сурен Хачатрян), несмотря на любые совершенные ими преступления.

И речь не идет лишь об областных «феодалах», таких, как «хозяин Сюника» Сурен Хачатрян или экс-мэр Гюмри Вардан Гукасян. Не получившая развития история с оффшорным скандалом показала, что даже прозападным и образованным госчиновникам высшего звена не чужды грубейшие нарушения закона, так как они также, как и региональные «князьки» уверены в своей полной безнаказанности.


Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.