Обсуждение армяно-азербайджанского мирного договора к концу календарного года становится одной из центральных тем кавказской повестки дня. И если до 22 ноября армянская сторона чаще напоминала о своей готовности к подписанию документа, то сейчас и официальный Баку устами президента Ильхама Алиева заявил, что не видит серьезных препятствий на пути к миру. Об этом в соцсетях написал российский политолог Сергей Маркедонов.
«Принимая в столице Азербайджана Лео Докерти, Алиев подтвердил приверженность его страны к нормализации и к диалогу с Ереваном. Докерти- заместитель госсекретаря по парламентским связям в Офисе иностранных дел, по делам Содружества и развития Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (таково официальное название британского МИД), а также государственный министр по делам Европы и Северной Америки. Высокопоставленный представитель Лондона не скупился на комплименты азербайджанским партнерам.
По его словам, «без Азербайджана в Европе не было бы мира и безопасности». Докерти, начиная с 20 ноября, совершает региональный визит в Закавказье. В Ереване он встретился с секретарем Совбеза Армении Арменом Григоряном. После Баку британский визитер отправился в Тбилиси. Тем временем, представители Азербайджана и Армении достигли предварительной договоренности о том, в последний день ноября прямо на госгранице двух стран пройдет заседание по делимитации и демаркации.
Очевидно, что без урегулирования этого вопроса любой мирный договор окажется не более, чем формальным документом. Есть признаки того, что на данном треке возобновится движение. Но почему же тогда Баку не согласился на вашингтонскую встречу, как ранее его представители не приняли участие во встречах в Гранаде и в Брюсселе? Что мешало азербайджанской стороне высказать те слова, что прозвучали в ходе переговоров Алиева и Докерти? Думается, ответ не так сложен. Азербайджан стремится выйти на двусторонние договоренности с Арменией безо всяких третьих лиц.
Не то, чтобы эти «третьи» были совсем лишними, но степень их реального воздействия на ситуацию Баку хотел бы свести к минимуму. И, напротив, есть понимание того, что армянская сторона как раз и будет цепляться за «третьих» до последней имеющейся возможности. В Азербайджане хотели бы безоговорочного признания его успехов, как и формирования нового регионального статус-кво, где Баку будет одним из главных бенефициаров», – написал он.