Самая крупная катастрофа XX века — гибель корабля "Титаник" — унесла жизни около полутора тысяч людей, среди которых были и армяне. По разным сведениям, билет на злополучный рейс купили от семи до двенадцати армян. Некоторые из них бежали из Западной Армении, спасаясь от притеснений турок. Удалось выжить лишь трем-четырем армянам, в том числе и литератору, публицисту Вагинаку Бюрату.
Судьбоносный билет в Бостон
Один из ярких представителей армянской интеллигенции Константинополя Вагинак Бюрат к 26 годам вместе с отцом Смбатом занимался книгоиздательством. Это и стало целью командировки в Америку, куда он должен был отвезти большую партию книг.
"В консульском отделе ему отказали в поездке по причине здоровья, предложив окончательно встать на ноги и прийти через несколько месяцев. И все-таки благодаря связям отца Вагинак получил разрешение", — рассказала Sputnik Армения старший научный сотрудник музея литературы и искусства им. Чаренца Асмик Ахвердян.
Вагинак отправился в Манчестер, а оттуда в Саутгемптон, где и приобрел билет на "Титаник". Каюта площадью 12 квадратных метров, куда поселили Вагинака, была хорошо обставлена, снабжена двухэтажными кроватями. Его соседями были два английских джентльмена и француз по имени Морен, ровесник Вагинака. Молодой армянин подружился с Мореном, поскольку с детства прекрасно владел французским языком.
В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года Вагинак услышал нечто похожее на взрыв. В каюте погас свет, англичане, лежавшие на верхних ярусах кровати, упали на пол. Один повредил голову, второй — руку.
"Вагинак спросил у француза: "Морен, что случилось?", на что тот ответил "Беда. Нам, кажется, грозит опасность". Молодые люди оказали англичанам помощь, быстро оделись и выбежали из каюты на палубу", — сказала Ахвердян.
На палубе царил хаос, люди в панике бежали из стороны в сторону, матросы готовили спасательные шлюпки, периодически выкрикивая "Только для женщин и детей!". Тогда друзья решили прыгнуть в бездонный океан, надеясь на чудо. К счастью, оба умели плавать.
Из вещей Вагинак взял только паспорт и деньги — соорудил мешочек и привязал его на шею. Морен раздобыл два спасательных круга. Приятели нашли место поудобней и бросились в воду.
Вагинака периодически накрывало волной, однако он находил в себе силы вырваться из пучины океана. Он чувствовал, что руки и ноги у него коченеют, и почти терял сознание, когда вдруг увидел рядом лодку. Вагинак ухватился за борт лодки, еле выговорив на ломаном английском "Спасите во имя Христа". Однако вместо помощи получил сильный удар веслом.
Очнулся в больнице
Вагинак не помнил, как был спасен, ситуацию прояснила женщина, навестившая его в больнице, где он провел более месяца.
"На 12-й день, лежа в палате, Вагинак услышал зовущий его голос: "О май диар бой!" ("О мой дорогой мальчик!"). Его обняла плачущая женщина. Оказалось, именно она была его спасительницей", — сказала Ахвердян.
Ради спасения Вагинака женщина прибегла к обману. Она подняла шум в лодке, настоятельно требуя спасти юношу, так как он ее сын, а муж остался на корабле и погиб.
17 июня 1912 года Вагиак прибыл в Константинополь. Выжившему в самой крупной катострофе XX века суждено было спастись во время первого в истории человечества Геноцида — массовой резни армян в Османской империи.
24 апреля 1915 года были арестованы, а позднее убиты 600 представителей армянской интеллигенции, среди которых был и Смбат Бюрат. Вагинаку Бюрату снова удалось спастись от верной смерти.