По состоянию на конец ноября (последние доступные данные) долг правительства составил 9 млрд 699 млн долларов, из них $5 млрд 649 млн составил внешний долг, $4 млрд 50 млн – внутренний. Несмотря на то, что за год он вырос на $930 млн, увеличились и проценты по нему, но долговая нагрузка сократилась. Ниже мы расскажем, почему это произошло, и как менялась долговая нагрузка Армении в 2022-м.

Мы богаты?

Процентная нагрузка госдолга в 2022-м выросла с 4,7% до 6,2% (по сравнению с декабрем 2021-го). Выше мы отметили, что процентная нагрузка у облигаций примерно втрое выше, чем у зарубежных кредитов. Но ставка выросла и у кредитов, так как Армения перешла в группу стран с доходом выше среднего (по ВВП на душу населения). Это произошло еще несколько лет назад, просто в 2020-21 годах власти страны договорились с международными финансовыми организациями о том, чтобы ставки для нас не повышались, учитывая восстановление после коронавирусной пандемии и военных действий. Но теперь проценты с нас будут брать по уровню нашего благосостояния (по крайней мере такого, какое оно есть на бумаге). Причем проценты вырастут не только по новым, но и по уже взятым кредитам (договорами это предусмотрено).

Не потакать аппетитам

Средний срок выплаты госдолга составляет примерно 7 лет и 10 месяцев, при целевом коридоре в 8-11 (считается, что слишком быстро расплачиваться невыгодно, а при слишком больших сроках слабеет предсказуемость). Республика немного вышла из указанного коридора в течение года, потому что Минфин увеличил выпуск краткосрочных облигаций. Причина в том, что на рынке выросли процентные ставки, так как ЦБ сбивает инфляцию повышением ключевой ставки. Кроме того, на постсоветском пространстве сильная неопределенность, есть и ряд других факторов. Поэтому Минфин хочет “впрягаться” под такие проценты на возможно краткие сроки.
Из-за этой же неопределенности Минфин в прошлом году разместил облигаций немного меньше, чем планировал, желая сдержать аппетиты инвесторов (и дать понять, что не станет выпускать бумаги под какой угодно процент, лишь бы их купили).

Как же тогда нагрузка сократилась?

К концу 2021 года госдолг Армении составлял 60,3% ВВП, а к концу 2022-го, по оценке Минфина, сократится до 50-51%. Основная причина – рост ВВП. Как ожидается, номинальный ВВП по итогам года вырастет на 19%, в то время как долг - всего на 5%. Уточним: обычно ВВП дается с учетом инфляции (реальный ВВП), но при сравнении с госдолгом используют как раз номинальный ВВП, без "очистки" от инфляции (ведь выплаты по долгу тоже совершаются без этой “очистки”). Добавим, по итогам 2022 года ожидается рост реального ВВП на 13-14% (ЦБ ожидает 12,9%, Минэкономики – 14%).

Валютные курсы

Дополнительным фактором стал рост армянского драма, в результате чего зарубежные кредиты в госдолге, если их пересчитать на армянские драмы, сократились (условный кредит на $100 млн раньше равнялся 48 млрд драмов, теперь – менее 40). Это важно потому, что в инвалютах выражено около 60% госдолга.
Но это не главный фактор: за его счет, по оценке Минфина, показатель госдолг/ВВП снизился бы только на 2% (то есть с 60,3% примерно до 58%). Остальные 8% - это эффект экономического роста (повторим, номинальный ВВП вырос примерно на 19%, а госдолг на 5%).
Конечно, коль скоро внешний долг сократился в пересчете на драмы, то и наоборот - внутренний долг вырос в пересчете на доллары. Но проблемы в этом нет, ведь погашается он в драмах. А при оплате зарубежных кредитов драмы нужно менять на валюту (а теперь курс обмена, как мы отметили, стал выгоднее).

Внешний долг: кредиты брали, но и погашали

Внешний долг Армении в течение года (с декабря 20221-го по ноябрь 2022-го) сократился с $6 191 до $5 649 млн. Уменьшился и портфель кредитов, и объем зарубежных облигаций в обороте.

В январе-сентябре (последние доступные данные) Армения получила кредитов на $138,8 млн, из них большую часть составили поступления от МВФ ($71 млн) в рамках бюджетного кредита. Еще примерно $32,1 мы получили от Азиатского банка развития, $15,5 млн – от Всемирного банка, $6,7 млн – от Европейского банка реконструкции и развития и 5,4 млн – от Европейского инвестиционного банка.

При этом выплаты армянского правительства по кредитам составили $216,1 млн. Власти по возможности сокращают внешний долг, при этом ранее хотели полностью отказаться от кредитов на общее пополнение бюджета (оставив только целевые, на строительство и инфраструктуры). Но из-за кризисной ситуации в 2020 году Минфин продолжает привлекать бюджетные кредиты. В частности, в ноябре было подписано соглашение с Французским агентством развития (100 млн евро) и Азиатского банка развития ($100 млн), а в декабре - с МВФ на 128,8 млн SDR (около $171,1 млн). Эти средства пока не выданы, поэтому и не вписаны в госдолг.
Помимо кредитов, Армения продолжила обслуживать валютные облигации (евробонды): за I полугодие 2022-го (последние доступные данные) на купонные выплаты было выделено $41,25 млн (по сравнению с 2020-21 годами, этот объем немного вырос).

Внутренний долг: евробонды рулят

С начала года внутренний долг вырос примерно на 30%, с 1 237 до 1 600 млрд драмов. В долларах он вырос на 60% (примерно с 2 млрд 577 млн до 4 млрд 50 млн). Такая разница обусловлена все тем же перепадом курса.
Продолжался значительный выпуск гособлигаций (которые составляют основную часть внутреннего долга).
Уточним: во внутренний долг входят не только драмовые, но и часть валютных гособлигаций (потому что их покупают не только зарубежные инвесторы, но и местные банки и пенсионные фонды, которым нужно где-то размещать средства граждан). Закупки евробондов в 2022-м выросли почти втрое: с $161 до $468 млн. Соответственно, доля резидентов среди держателей валютных облигаций выросла с 9% до почти 27%.
Точно так же часть казначейских (то есть выраженных в нацвалюте) облигаций относится к внешнему долгу, так как их покупают нерезиденты. Их доля невелика, но за последнее время выросла (в конце 2020 года была чуть больше 0,3%, а в октябре 2022-го – уже 3% с небольшим).
В целом, выпуск казначейских облигаций в последние 4 года значительно вырос. Если до этого они выпускались примерно на 40-50 млрд драмов в год (по текущему курсу примерно $100-120 млн), то в 2019-м – уже более чем на 100 млрд, а в 2020-м – почти на 280 млрд. В 2021-22 годах выпуск составлял по 240-250 млрд драмов (по текущему курсу $600-610 млн).
В результате, удельный вес внутреннего долга в общей долговой “корзине” за 2022 год вырос сразу с 29,4% до 41,8%. Добавим, этот показатель уже несколько лет как превышает целевой уровень в 25%. По оценке Минфина, внутренний долг желательно держать выше этой отметки, так как его легче выплачивать, чем внешний.
С одной стороны, процентная нагрузка у гособлигаций Армении намного выше, чем у зарубежных кредитов (сейчас – примерно 10,5% против 3%). Но с другой – для оплаты казначейских облигаций не нужно менять бюджетные драмы на валюту, и нет рисков, связанных с ее колебаниями. Во-вторых, выплаты по национальным облигациям легче переносить или как-то иначе реструктуризировать (правда, на практике власти Армении такого не делали).
Добавим, за последние пять лет государственные ценные бумаги стали основной точкой роста в банковских активах Армении: их доля выросла c 11% до почти 18%. При этом доля кредитов сократилась примерно с 60% до 51%. Теоретически, если облигаций в банковских активах станет слишком много, то у банков ослабеет стимул работать над выдачей кредитов (они предпочтут "сидеть" на безрисковых процентах с государственных бумаг). Но пока, по оценке Минфина, их доля в банковской системе не так велика, чтобы такие риски появились.
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.