В журналистике, как и в любой другой профессии, есть десятки тысяч работяг. Они помогают доставлять последние новости прямо в ваш дом, в вашу машину, в ваш компьютер.
Сотни трудяг каждый день садятся перед камерами, чтобы рассказать об этих новостях в прямом эфире.
И есть единицы, чья работа поднимает нашу профессию до уровня искусства. Дэвид Фрост был одним из них.
За более чем 50-летнюю работу на телевидении он вел несколько программ, начинал телепроекты и отказывался от них. Но мировую известность он получил благодаря своим интервью. Вернее, благодаря одной серии интервью -- с Ричардом Никсоном.
В этих беседах Никсон говорил о Уотергейте и под конец извинился за свои ошибки перед американским народом.
О том, как Фрост готовил эти интервью и как проводил их была написана пьеса, а потом и снят фильм "Фрост против Никсона".
Фрост стал одним из самых серьезных интервьюеров мира. Он брал интервью у восьмерых премьер-министров Великобритании и семерых президентов США. Среди других государственных лидеров -- последний шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви, Нельсон Мандела и Владимир Путин.
Очень интересно интервью с Путиным, взятое 3 мая 2000 года, за четыре дня до выборов. Путин говорил о Чечне (наши войска входят в крупные чеченские населенные пункты без единого выстрела, и население Чечни приветствует их, как в 1945 году немецкое население приветствовало советские освободительные войска), о политике России ("лучшие союзники России -- армия и военно-морской флот. Это шутка"), о взаимоотношениях власти и народа ("Без свободной прессы в условиях демократического общества нет никакой обратной связи между институтами власти и народом. И это очень важно для власти. Важно сохранять этот институт", -- это Путин сказал за 42 дня до ареста Гусинского).
С Тони Блэром Фрост говорил о войне в Ираке. В сентябре 2002 года Фрост неожиданно для Блэра спросил: "Вы молитесь вместе с президентом?"
Блэр удивился: "Что вы имеете в виду?"
"Вы молитесь вместе с президентом [США] о мире, вы и президент?" – как ни в чем не бывало повторил вопрос Фрост. "Нет, мы не произносим молитв вместе, но, я уверен, он хочет мира, и я хочу мира", - ответил Блэр.
А в 2006 году Фрост выудил из Блэра признание в том, что война в Ираке стала "катастрофой".
С Маргарет Тэтчер он беседовал о фолклендской войне. В частности, об одном ее эпизоде, в ходе которого британская подводная лодка потопила аргентинский крейсер "Генерал Бельграно", находившийся за пределами 200-мильной зоны, установленной британскими силами.
В результате атаки погибло более 300 человек – примерно половина аргентинских потерь в ходе войны.
В ходе интервью Тэтчер обозвала Фроста "чокнутым" и признала, что вновь отдала бы приказ уничтожить аргентинский корабль, который, по ее словам "представлял угрозу для наших мальчиков".
Нынешний британский премьер Дэвид Кэмерон назвал Фроста "страшным интервьюером".