По сути, именно об этом заявил Никол Пашинян на заседании правительства, отметив, что старт реформ в сфере высшего образования более оттягивать нельзя и мощным стимулом для этого должна стать неутешительная статистика вступительных экзаменов: 60% мест в вузах остались вакантными.
В КАЧЕСТВЕ РЕШЕНИЯ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЫ ПАШИНЯН ВИДИТ… укрупнение государственных вузов и интеграцию с ними некоторых НИИ, а также строительство академического городка в Аштараке – с переносом туда госвузов, максимальное число которых должно составить, как сообщил Никол, 8. Странно, согласитесь, что в столице останутся, к примеру, Американский, Французский, Славянский университеты, выпускающие конкурентоспособные на рынке труда кадры, а вот чисто армянские вузы, вместо того, чтобы перенять успешный опыт, переводят в Аштарак. Вряд ли укрупнение и смена географического местоположения могут повысить качество выпускаемых кадров.
Кроме того, дело ведь не только в востребованности выпускников госвузов на рынке труда: есть немало университетов, дающих стране квалифицированные кадры. Дело еще и в том, что в этом году места даже на тех факультетах, где обучают востребованным специальностям, остались не восполненными.
Проблема однозначно упирается прежде всего в финансы, вернее, в их отсутствие у родителей абитуриентов, в ускорившее темпы миграции и весьма туманное социально-экономическое будущее как самих семей с абитуриентами, так и страны в целом. Не все же в нашей стране получают министерские зарплаты и премии, большинство нищающих семей еле сводят концы с концами и платить за обучение плату размером в собственный годовой оклад не в состоянии. А если студент из марза, то к плате за обучение прибавляется еще и нехилая сумма за житье-бытье студента. Но об этом премьер предпочитает не говорить, старательно «не замечая» наиболее болезненные проблемы.
Не замечает или делает вид, что не замечает, он и тот факт, что из года в год сокращается количество учителей в школах, и при подобных показателях нежелания молодежи идти в учителя, что продемонстрировал и прошедший прием в вузы, совсем скоро школы будут испытывать острейший дефицит в кадрах. Как констатируют эксперты сферы образования, уже сегодня в Армении выдаются свидетельства и сертификаты, в которых перед некоторыми дисциплинами вместо оценки стоит «не изучал». Причина – в отсутствии учителя, и если кардинально не выправить ситуацию, выражение «не изучал» будет вместо оценок стоять перед многими предметами в школьном аттестате.
О каком высшем образовании можно говорить вообще, если в школе дисциплины изучаются не в полном объеме? Если нет средней базы, на чем, собственно, строить высшее образование? И вряд ли для решения этой актуальнейшей проблемы самым необходимым является внедрение изучения в школах (пока факультативно) азербайджанского, турецкого, персидского и грузинского языков, чем активно занято сегодня Министерство образования.
СОГЛАСНО СТАТИСТИКЕ, ЗА ГОД КОЛИЧЕСТВО УЧИТЕЛЕЙ сократилось почти на 900 человек, за 5 лет количество преподавателей, которым больше 65 лет, удвоилось, а вот количество молодых учителей (до 25 лет) сократилось втрое. Учитывая сегодняшний недобор в педагогических вузах, через четыре года школы не только еще больше не досчитаются учителей, но многие из последних и вовсе будут вынуждены преподавать сразу несколько предметов. О каком качестве образования в таком случае может идти речь, о каком базисе, которая должна по идее закладывать школа, чтобы будущие студенты могли учиться в пашиняновском «академгородке в Ашатараке»?
В конце концов, что сделало правительство, чтобы повысить привлекательность профессии школьного учителя? Ровным счетом ничего. Россказни про аттестацию, сулящую повышение в разы зарплаты педагогов, скорее, сказки в пользу бедных. Правительство в целом, и его руководитель в частности, как раз-таки наоборот, своими заявлениями и действиями делают все, чтобы внушить общественности мысль о том, что для высокой зарплаты высшее образование совсем необязательно. Достаточно иметь на руках школьный аттестат, неважно с какими оценками, чтобы поступить на службу в патрульной полиции и получать зарплату от 350 тысяч драмов.
Это уже другой аспект проблемы. Последние 4 года особенно наглядно показали общественности, что для успешной карьеры главное – не образование, а умение оказаться в нужной обойме. Например, быть среди прошагавших из Гюмри в Ереван или хотя бы приближенным к «прошагавшим». И тогда бывший официант, диджей, секретарша, медсестры, а то и вовсе человек с 10 классами образования может запросто очутиться в кресле депутата. Главное - всегда быть в политике, как говорят сами по чистой случайности наделенные законодательной властью люди, оправдывая то, что они, по сути, с улицы попали в парламент. Мол, они «всегда были в политике».
Ну, а их высокообразованные коллеги по властной фракции, например, Владимир Варданян, подводят под это еще и «железобетонную» основу. Дескать, «наличие высшего образования не является критерием воспитанности, каких-то человеческих качеств или чего-то еще, диплом об окончании вуза свидетельствует лишь о том, что человек предположительно имеет навыки, требующие высшего образования». Мол, «есть очень много людей, у которых нет высшего образования, но которые внесли большой вклад в развитие государства и оставляют значительный след в истории». Как говорится, спасибо, не надо, наследили уже кругом, как могли…
Сегодняшняя молодежь с еще неокрепшими мозгами и неустоявшимися моральными ценностями, как и их родители, видит, что «тот парень из клипа Лилу» за короткий срок сделал головокружительную карьеру, попав сначала в депутаты, затем заняв кресло вице-спикера, а теперь и спикера НС. Бывшие учителя истории и географии стали один - вице-премьером, а потом министром, другой - замминистра, марзпетом, затем министром.
СПРАВЕДЛИВОСТИ РАДИ ОТМЕТИМ, что у них за плечами годы обучения в вузах. Тем не менее, говоря словами того же Владимира Варданяна, наличие высшего образования свидетельствует лишь о том, что «человек предположительно имеет навыки, требующие высшего образования». А к госуправлению эти люди не имели никакого отношения, просто своевременно пополнили ряды правящей партии.
Сегодняшняя молодежь видит, что действующая власть осознанно снижает под себя возрастной и образовательный ценз, трудовой стаж работы по специальности, а то и вовсе игнорирует необходимый опыт работы для многих ключевых постов. Власть предержащие всеми своими действиями чуть ли не в ежедневном режиме наглядно демонстрируют общественности и особенно молодежи, что не следует особо заморачиваться, годами корпеть над книжками и грызть гранит науки, чтобы сделать карьеру и пользоваться всеми благами. Нужно всего лишь оказаться в нужной обойме.
Очевидно, что этой власти не нужно образованное общество, потому что необразованными легче манипулировать, на их фоне легче выглядеть «спасителем». В противном случае действующее правительство сделало бы привлекательной с материальной точки зрения не службу в полиции, а науку и педагогику. Так что укрупнение вузов и строительство академгородка в Аштараке - всего лишь ширма для нынешней власти, призванная скрыть ее «неудобные» стороны и крайне мутные цели.