Я долго писал этот пост. Наверное, больше года.
Больше года он у меня был уже готов. Но сил выкладывать его никаких не было. Как и до того писать тоже.
Почему, поймете, когда прочитаете. Лишь арест генерала Микаела Арзуманяна, стал тем неожиданным и долгожданным, для этого триггером.
Смотрите, какой забавный пасьянс раскладывается, получается и вырисовывается.
Генерал Микаел Арзуманян арестован и обвинен фактически в преступной сдаче Шуши.
Генерал Микаел Арзуманян был назначен командующим Армией обороны Арцаха за 12 дней до окончания войны, когда вся оперативная обстановка на фронте вовсю приносила плоды и явно уже не в нашу пользу.
Фронт в Джракане, где с начала боевых действий противник наносил свой главный удар, был прорван и рухнул.
Противник там атаковал на предельно узком участке обороны, где по периметру гор вдоль русла Аракса имеется узкий проход шириной 10–12 километров, известный, как тот самый легендарный Горадизский коридор. Который и в первую Арцахскую войну безуспешно атаковали афганские и прочие наемники.
Можно было по опыту первой войны предугадать направление главного удара? Можно.
Но именно здесь, на этом узком и стратегически судьбоносном участке фронта, армянское командование держало всего лишь один 9-й мотострелковый полк. Один полк против основных сил 2-го армейского корпуса ВС Азербайджана. Фактически один полк против трех бригад противника.
Виноват тут генерал Микаел Арзуманян? Сильно сомневаюсь.
Прорвав здесь оборону, враг вышел на оперативный простор.
Перед ним открылось идеальное танкоопасное направление, широкая равнина и отличная возможность для дальнейшего развертывания во фланги и нанесения ударов на север, до самого Бердзорского коридора и самого Шуши.
Почему у него это получилось? Ведь все дни, вплоть до 5-6 октября, они безуспешно прогрызали нашу оборону и с начала войны продвинулись всего лишь на семь-восемь километров.
А потом случилась та самая безумная атака армянских войск на гору Ухтасар или Лелетепе, которую мы утратили в ходе апрельской войны 2016 года.
Ухтасар мы взяли ценой огромных потерь и ценой же огромных потерь сдали обратно. Зачем? Никакой оперативной необходимости и интереса на тот момент высота из себя не представляла.
Затем, что это было идеей фикс Главнокомандующего ВС Армении Никола Пашиняна, поддержанная, кстати, Самвелом Бабаяном. И эту безумную идею энергично продвигала в бункере командующего некая дама из Еревана, которую вы все отлично знаете. Тоже Микаел Арзуманян виноват?
Могло армянское командование локализовать и сорвать это азербайджанское наступление и вообще? Могло.
Для этого требовалось оперативно и в течение двух-трех суток перебросить на фронт и поставить в строй несколько десятков тысяч человек. Всего четыре-пять полноценных дивизий и дополнительно еще 50 тыс. человек. Плюс три дивизии и 30 тыс. человек, которые уже находились на фронте с начала войны.
Но два армейских корпуса ВС Армении — 1-й и 2-й, сосредоточенные в Горисе и Хачахбюре, так и не вышли полным своим составом на помощь сражающимся в Арцахе.
Если бы два этих армейских корпуса пришли бы на помощь, то ситуация для 2-го корпуса ВС Азербайджана сложилась бы на южном фасе фронта просто катастрофическая.
Примерно, как в февраля 1994 года на Омарском перевале, где тогда погиб весь их 4-й армейский корпус.
Но этого так и не произошло.
И ЭТО БЫЛО ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО РЕШЕНИЕ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА АРМЕНИИ.
По итогам всей войны. Если мы имели ориентировочно до 50 тыс. штыков на всём театре военных действий, то азербайджанцы к тому времени сосредоточили против нас порядка 150 тыс. солдат и офицеров — в три раза больше.
КОМАНДОВАНИЕ ВС АРМЕНИИ ЗА ВЕСЬ ХОД ВОЙНЫ ТАК И НЕ РАЗВЕРНУЛА ВСЕ СВОИ ПРЕДЕЛЬНО ВОЗМОЖНЫЕ СИЛЫ В АРЦАХЕ.
Далее. Опыт войны в Сирии, война курдских ополченцев и их успешное и длительное противостояние против турецкой армии, а теперь еще и полугодовой военный опыт в Украине говорит, что оборона, организованная в городах, в малоэтажных застройках, без даже крупных высотных зданий и комплексов, может быть предельно эффективной и держаться, как угодно долго, даже перед самыми передовыми армия мира, такими, как: американская, русская и турецкая.
Но мы позорно и молниеносно сдавали и сдали все свои города.
Джракан, Варанда, Санасар, Ковсакан, Гадрут и наконец, сам Шуши. Сдавали фактически без боя и чуть ли не организованно. Почему?
Но даже с падением Шуши и вероятной блокировкой Бердзорского коридора, ресурсы нашего сопротивления были далеко не исчерпаны.
Независимые военные эксперты едины в своем мнении, что своим рывком к Шуши, ВС Азербайджана находились уже на стадии истощения и оказались просто в угрожаемом положении.
Армянские подразделения на тот момент по-прежнему контролировали автодорогу на Красный Базар и простреливали всё ущелье от верховьев на пути к Бердзору.
К востоку и юго-востоку от Шуши у нас была боеспособная группировка численностью 20 –30 тыс. штыков.
Вместе с оставшимися силами на севере, в районе Бердзора, Варанды и Санасара, мы располагала группировкой примерно в 50 тыс. человек к исходу войны. И вести боевые действия этой группировкой можно было достаточно еще очень долго.
ПОСПЕШНОЕ СВЕРТЫВАНИЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ СТАЛО ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПОЛИТИЧЕСКИМ РЕШЕНИЕМ ЕРЕВАНА.
И вот тут на многое, очень много, в числе многих прочих, должен ответить некий генерал Джалал Арутюнян. Напомню, кто его успешно позабыл уже.
Большую часть войны он был тем самым командующим Армией обороны Арцаха, и при ком, все почти выше перечисленное и случилось. И много другое тоже.
Как, например, снятия незадолго до войны многих опытных и испытанных офицеров со своих должностей. И замена их на менее опытных и попросту не соответствующих своим, этим должностям.
Тот командир полка в Мадагисе, который в ночь перед началом войны и вражеским наступлением на самом опасном участке северного фронта, устроил попойку в честь собственного дня рождения, был личной креатурой Джалала Арутюняна.
Генерал Джалал Арутюнян был ранен в конце войны.
Потом выздоровел, оклемался и получил новую, очень не пыльную должность.
Виноват Джалал Арутюнян в последней и позорной фазе войны 2020 года. Непосредственно, наверное, нет. Ведь он был тяжело ранен.
Но с тех пор он НИ РАЗУ и НИКОГДА не появлялся больше в публичном поле и не попадал даже в объективы профессиональных теле и любительских камер.
Вдумайтесь только в это.
Не говоря, что после такой войны, такого поражения, человек его ранга, звания и его положения, должен, как минимум, выйти на широкую пресс-конференцию и ответить на очень и очень многие вопросы своих сограждан и соотечественников.
Если он офицер, конечно, и ему знакомо, что такое офицерская честь. На фронте, говорят, этому быстро учатся.
Но он молчит. Два года скоро будет, как молчит.
Зато арестовали генерала Микаела Арзуманяна. Я не знаю, в чём его вина и есть ли она вообще. Может, значительная её доля и присутствует.
Обычно в подобных случаях, говорят, что следствие покажет и докажет.
Но при нынешней ситуации в Армении, при такой всеобщей ангажированности и всемерной обгаженности любых государственных институтов, я первый и остерегусь подобное произносить и высказывать.
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.