Утром пришла информация от ИТАР-ТАСС. Вот такая:
КАИР, 28 августа. /Корр. ИТАР-ТАСС Дмитрий Зеленин/. Показания свидетелей и пострадавших в Восточной Гуте под Дамаском "со всей очевидностью говорят о том, что нервно-паралитический газ зарин был применен боевиками оппозиции". Об этом заявила сегодня швейцарскому телевидению член комиссии по расследованию возможных нарушений прав человека в Сирии Карла дель Понте, сообщает сирийский информационный портал Сурия аль-Эн.
"Экспертная комиссия пока не нашла никаких свидетельств использования правительственной армией химического оружия", - подчеркнула дель Понте. По ее словам, расследование продолжается.
Эту информацию перепечатали десятки российских СМИ, она появилась на нескольких телеканалах, на массе разных российских сайтов, в том числе, самых авторитетных.
Но достаточно чуть задуматься, чтобы понять, что с этой информацией не все в порядке.
Во-первых, почему каирский корреспондент агентства сообщает о выступлении дель Понте по швейцарскому телевидению? По логике вещей, такое сообщение должно было исходить от корреспондента в Швейцарии. Идем дальше. Почему-то ссылка на слова дель Понте идет не прямая, а якобы некий арабский информационный портал сообщил, что по неназванному швейцарскому телеканалу выступила дель Понте и сказала, что… Далее по тексту.
Есть такое журналистское правило: любая информация должна проверяться. В нашем случае, надо найти, кто еще пишет об этом высказывании, независимо от ИТАР-ТАСС.
И в России пишут многие, но... Все они ссылаются на одну-единственную информашку ТАСС.
Смотрим, что пишут об этом мировые СМИ. Ведь если Карла дель Понте, один из четырех членов Независимой международной комиссии по расследованию событий в Сирии, сказала что-то такое, то это должно быть сенсацией.
Но оказывается, что ни одно из мировых СМИ об этом не написало. Получается, что информация из независимых источников не подтверждается.
Что делать? Все просто: надо позвонить первоисточнику, то есть, самой Карле дель Понте или представляющей ее пресс-службе и спросить, действительно ли Карла дель Понте сказала те слова, которые ей приписал ИТАР-ТАСС.
И я позвонил в пресс-службу комиссии ООН по расследованию событий в Сирии. Мне сразу же сказали, что ничего подобного дель Понте не говорила.
Остальное было делом техники. Мы договорились, что из пресс-центра мне пришлют ответ на мой вопрос в письменном виде. Что они вскоре и сделали.
Удивительно, что никто из российских журналистов не сообразил проверить информацию.
(Жмите, и увидите, что я написал после выяснения всех обстоятельств).
После публикации моей заметки Slon.ru извинился за "фейк дня". При этом они не написали, как им стало известно о фейке. В ООН они не звонили. Значит...