Бывший Защитник прав человека (экс-омбудсмен) Армении Арман Татоян пишет:
«Отказ от статьи «Тяжкого оскорбления» в новом Уголовном кодексе — это не великодушие Правительства, как это представляется, а вынужденный шаг.
Во-первых, рабочая группа по новому Уголовному кодексу сама не включала эту статью в проект и не включила бы.
Вообще, когда я, как заместитель министра юстиции, инициировал разработку этого нового Уголовного кодекса, мы создали рабочую группу, в состав которой вошли специалисты юридического факультета ЕГУ.
Рабочая группа изначально была сформирована так, чтобы она была вне политического влияния и чтобы исключить возможность внесения изменений в Уголовный кодекс ради политических интересов.
Но, как мы увидели, в случае со статьей «Тяжкого оскорбления» ситуация изменилась.
Эта статья была принята только политическим решением и с грубыми процессуальными нарушениями: таким образом, Уголовный кодекс был поставлен на службу политическим интересам одной политсилы – партии «Гражданский договор».
Поскольку было политическое решение, были проигнорированы принципиальные возражения омбудсмена о том, что эта статья создаст еще большие проблемы: хоть для меня и оскорбление – абсолютно предосудительное явление, но есть другие методы борьбы с ним, первый из которых – борьба с риторикой ненависти должностных лиц. Было проигнорировано, что эта статья принципиально противоречит нашим международным обязательствам.
Это неверное политическое решение в Национальном Собрании правящая фракция НС и правительство оправдали антиконституционными обсуждениями.
Из-за этой позорной, в высшей степени предосудительной статьи сотни людей подверглись антиконституционному уголовному преследованию, необоснованным, дискриминационным ограничениям прав – от лишения людей свободы до нарушения их прав на справедливое судебное разбирательство, на свободу слова и защиту частной жизни.
Из-за этого закона чиновники власти и их сторонники, озвучивающие ругательства и оскорбления в адрес граждан, стали привилегированными.
Этот закон поставил в тяжелое положение Полицию, которая стала и еще остается жертвой очередного недальновидного и предосудительного политического решения.
Он не только создал серьезные препятствия для журналистов, но и углубил стереотипы о журналистах.
Все эти нарушения абсолютно оправданно нашли место в моем обращении в Конституционный суд.
Прямую ответственность за столько проблем и причиненных нашим гражданам лишений ради политических интересов одной партии несут 3 главных актора:
1. Основной докладчик в НС закона, закрепившего эту статью,
2. Официальный представитель правительства, который также был содокладчиком закона.
3. Судья по моему обращению в Конституционный Суд по данному вопросу (решение принято 29 апреля 2022 года)».