В Ереване считают, что сближение Армении с Евросоюзом, в частности, подписание Соглашения об ассоциации, не вызовет торговую войну с Москвой, как это произошло у России с Украиной. Переговоры Армении с ЕС по Соглашению об ассоциации и созданию зоны свободной торговли завершены. В том, что на ноябрьском саммите «Восточного партнерства» документ будет парафирован, в Ереване не сомневаются. При этом эксперты не верят, что сближение страны с ЕС вызовет торговую войну между Россией и Арменией. Хотя они не исключают того, что на Ереван может быть оказано серьезное давление. Недовольство Москвы, отмечают аналитики, уже проявилось в увеличении цены за российский газ, продаже вооружения недружественному Армении Азербайджану, а также в недавнем визите российского президента в Баку.
Торговой войны не будет
Пока Армению в Таможенный союз официально не приглашали. При этом, отмечает ереванский аналитик Игорь Мурадян, Армении уже намекают, что сближение страны с ЕС может вызвать неприятные и даже катастрофические последствия. Тем не менее, как заверил Мурадян DW, торговая война Еревана с Россией — нечто из области фантастики.
Аналогии с Украиной в данном случае не работают, поскольку, по выражению Мурадяна, в отношении Киева у Москвы другие интересы. Во-первых, по словам политолога, Россия и Украина граничат друг с другом. Во-вторых, Украина — страна с богатыми ресурсами. В-третьих, она расположена в центре Европы. Игорь Мурадян видит будущее Армении в Евросоюзе, при этом он уверен, что армянам удастся остаться и партнерами России.
От Таможенного союза будет больше вреда, чем пользы
«Есть впечатление, что в шагах России в вопросе Таможенного и Евразийского союзов превалирует политический элемент, а не экономический», — говорит Манасерян. Он считает маловероятным, что Россия может прибегнуть в отношении Армении к таким же мерам, как недавно к Украине, после парафирования Ереваном Соглашения об ассоциации с ЕС. «Не следует забывать, что Россия является одним из крупнейших торговых партнеров Армении, а Армения находится в стратегических и союзнических отношениях с Москвой», — указал политолог.
В ожидании зоны свободной торговли
Действительно, ЕС и Россия — крупнейшие торговые партнеры Еревана. Товарооборот с Москвой в прошлом году составил 1 млрд 340 млн долларов, а со странами ЕС — 1 млрд 685 млн. Кроме меди, молибдена и железа в страны Евросоюза Армения экспортирует ювелирные изделия и продукцию сельского хозяйства. Немалое место в контактах с Европой занимает туристический бизнес и инновационные технологии. С созданием зоны свободной торговли с ЕС число услуг и товаров, поставляемых Арменией на европейский рынок, значительно вырастет, ожидают экономисты. Добавляя, что армянам придется хорошо поработать, чтобы выпускать товары и услуги европейских стандартов качества.
В Россию Армения экспортирует те же товары, что и в Европу, плюс стройматериалы, вина и коньяки, овощи и фрукты. К слову, многие наблюдатели одной из причин, почему невозможна торговая война Армении с Россией, называют то, что россияне в Армении производят и распределяют электроэнергию, управляют телекоммуникациями, контролируют поставки и распределение газа, а также армянскую железную дорогу.
Не та значимость
«Чтобы говорить о возможности торговой войны, нужен серьезный двусторонний товарооборот. А у Армении с Россией он сейчас такой, что никак не может сравниться с российско-украинским», — объяснил DW политолог Степан Григорян. Значимость Киева для Москвы на порядок выше, чем Еревана, уверен политолог. Он также напомнил, что Украина заявила о своем намерении стать членом ЕС, а Армения — нет. А вот запретить однажды «из санитарных соображений» экспорт армянских вин и коньяков в Москве, продолжает Григорян, могут. Так же как и снова повысить цены на российский газ. Все собеседники DW единодушны в том, что внешнеполитическая доктрина Армении не меняется — стратегические отношения с Россией и развитие связей со всеми, но не в вразрез интересам отношений со стратегическим партнером. И это, констатируют эксперты, наверное, самое мудрое решение для таких небольших и небогатых стран, как Армения.