Цены на лекарства в Армении в последние месяцы начали расти, а зарегистрированных препаратов становится все меньше и меньше. Учредитель фармацевтической компании «Вага Фарм» Ваге Варсанян считает, что рынок лекарств в Армении находится на грани коллапса, и если ничего не предпринять, все мы уже в недалеком будущем можем столкнуться с серьезными проблемами, когда лечить многие заболевания будет просто нечем.
Почему растут цены?
Последние два года в виде исключения из-за пандемии и военного положения в Армении был разрешен ввоз незарегистрированных жизненно важных препаратов из стран Евросоюза и ЕАЭС. И это заметно снизило цены на лекарства. Однако действие этого разрешения закончилось в конце декабря 2021 года, и уже с первого января вернулись в обращение прежние стандартные положения, согласно которым, почти весь импорт лекарств ориентирован на правообладателей их регистраций, а от других поставщиков ввоз практически невозможен. Сегодня в Армению преимущественно завозятся препараты, приобретаемые у их правообладателей, цены у которых несравнимо выше. А отсутствие конкуренции, как отметил в беседе с NEWS.am Medicine Ваге Варсанян, ожидаемо приводит к росту цен.
Чтобы лучше понять проблему, попробуем разобраться в том, что собой представляет параллельный импорт и какие он дает преимущества.
Представим, что Армения импортирует из страны Х какой-нибудь препарат, произведенный в этой же стране. Иногда производитель продает свое лекарство армянскому импортеру по одной цене, а какой-нибудь стране Y – по другой, более низкой цене, особенно если в этой стране рынок больше и имеется более конкурентообеспечивающая нормативная база. Если армянские бизнесмены имеют право импортировать это же лекарство из страны Y, а не брать его у самого производителя, то они могут платить за него меньше и, следовательно, продавать его в Армении по более низкой цене.
Если импортеры начинают завозить в Армению это лекарство из страны Y дешевле, чем предлагал лекарство его правообладатель, последнему придется подкорректировать свои цены, иначе он не выдержит конкуренции и потеряет прибыль.
Таким образом, параллельный импорт приводит к снижению цен на лекарства в Армении, и опыт последних двух лет это доказал. Как отметил Ваге Варсанян, анализ рынка показал, что цены на многие лекарства на фоне параллельного импорта снизились, причем некоторые – аж в несколько раз.
Министерство здравоохранения на страже интересов зарубежных компаний
Импортеры лекарств в Армении хотят добиться продления возможности параллельного импорта, однако министерство здравоохранения, похоже, от этой идеи не в восторге.
Как уже отмечалось, по закону почти весь объем импорта лекарств закупается у правообладателей, их зарегистрировавших. Однако правообладатели – это организации, преследующие прибыль, и для того, чтобы они эту свою прибыль получали, необходимо, чтобы крупные импортеры работали именно с ними, а не закупали лекарства у других по более выгодным ценам.
Аргументируя запрет на параллельный импорт, Минздрав утверждает, будто делается это из соображений безопасности, но все указывает на то, что в центре их внимания на самом деле лишь интересы этих компаний – правообладателей лекарств.
«Я уже много раз говорил, что Минздрав сейчас просто защищает интересы представителей зарубежных компаний, производящих лекарства. Ничего другого тут просто нет. Если видим положительное влияние параллельного импорта на рынок, но потом начинаем безосновательно говорить о вопросах безопасности и о том, что у нас могут возникнуть проблемы с регистрацией лекарств – все это лишь пустые разговоры. Чиновники во главе действующего и бывшего министров Аванесян и Торосяна заняты лишь примитивным лоббированием интересов нескольких представительств зарубежных компаний, а также 1-2 местных дистрибьюторов, имеющих эксклюзивные контракты с некоторыми из этих компаний – ничего больше», - отметил Варсанян.
В начале текущего года Варсанян встречался с министром здравоохранения Анаит Аванесян. По его словам, она выразила обеспокоенность ситуацией цен на рынке лекарств, попросила более детальный анализ. Специалисты «Вага Фарм» такой анализ провели и результаты ей представили: там говорилось о том, какие лекарства на сколько подешевели благодаря действующему в течение последних двух лет параллельному импорту. Тот же анализ отправили и вице-премьеру, чтобы тот мог тоже ознакомиться с ситуацией и проследить за происходящим. Однако когда последний обратился к министру здравоохранения, чтобы узнать ее мнение, она сказала, что цены на лекарства – не их сфера и не их дело.
«Если это не их дело, почему у нас попросили этот анализ? Мы отправили им детально подготовленные таблицы, однако они нам ни одного вопроса не задали, ничего не сделали. Только сказали правительству, что это не их работа, а имеющихся лекарств достаточно, чтобы система здравоохранения нормально работала», - сказал Варсанян.
Лечение без лекарств
До 2019 года, по словам Ваге Варсаняна, в Армении было зарегистрировано было более 5000 наименований лекарственных средств. Однако с каждым годом эта цифра уменьшалась – независимо от параллельного импорта. В 2019 году зарегистрированных лекарств уже было 4560, в 2021-ом – 3900, а по данным на 16 марта 2022 года – уже всего 3650.
Как отметил Варсанян, большинство из этих 3650 наименований на самом деле уже не производится, а их правообладатели давно покинули наш рынок. Также в этом списке есть повторяющиеся лекарства, и если все подобные наименования отсеять, окажется, что зарегистрированных лекарств у нас на самом деле очень мало. И для обеспечения нормальной работы системы здравоохранения их недостаточно.
Для сравнения, в Грузии зарегистрировано 11 000 наименований лекарств, из них 7500 зарегистрировали сами производители, еще 3500 можно ввозить параллельным импортом. В Евросоюзе зарегистрировано 14 000 наименований лекарств, в Беларуси и в Казахстане – около 9000, в России – 14 000.
В Армении с 1 июля 2021 года регистрация лекарственных средств проводится по нормативам ЕАЭС. С тех пор и по сей день в стране, как отметил Варсанян, по новым регламентам зарегистрировали лишь 4 лекарства. И вряд ли виной тому был параллельный импорт.
К тому же, по словам Варсаняна, Фармагенство (Центр экспертизы лекарств), осуществляющее регистрацию лекарств, занято имитацией бурной деятельности и созданием искусственной, бюрократической волокиты, что отталкивает многих производителей. Наглядное доказательство: в 2020 году производители пытались зарегистрировать 955 наименований лекарственных препаратов, из них только 535 эту регистрацию в итоге получили. Если спросить, почему так произошло, ответят, что все делается по закону и ради безопасности населения, тогда как на самом деле срок регистрации многих лекарств просто истекал, и они подавались на перерегистрацию уже в 3-4-й раз, т.е. 15-20 лет до этого эти лекарства были в обращении.
Если новые лекарства в Армении не будут регистрироваться, а параллельный импорт не будет дозволен, как и чем будут лечиться люди?
«У нас хотят внедрить медицинское страхование, в результате наши налоги вырастут на 9%. Государственные расходы на лечение должны увеличиться в 2.2 раза. При дефиците необходимых лекарств как врачи будут лечить? Получим лишь очередное промотание ресурсов», - сказал Ваге Варсанян.
Игнорируемые задачи
Пока импортеры лекарственных средств борются за возвращение параллельного импорта, перед сферой встают другие серьезные задачи, которыми никто сейчас не занимается.
Например, как отметил Варсанян, Россия из-за санкций встала перед серьезными проблемами с лекарствами, и если бы армянские дистрибьюторы имели разрешение импортировать незарегистрированные лекарства из Евросоюза, они могли бы экспортировать их в Россию. От этого выиграли бы все: пациенты в России получили бы нужные им лекарства, экспортеры Армении получили бы дополнительную прибыль, а государство – дополнительные налоги.
Все это сегодня никого не занимает, но это лишь полбеды: хуже то, что Минздрав, защищая меркантильные интересы всего нескольких зарубежных компаний, вставляет палки в колеса тем, кто хочет организовать возможный реэкспорт.
Кроме того, из-за санкций в отношении России в Армении может возникнуть дефицит некоторых лекарств, например, препаратов, применяемых в лечении эпилепсии, которые французские производители напрямую больше не поставляют нам, и которые благодаря параллельному импорту завозили именно из России. Эта проблема, кажется, тоже игнорируется.
Возможно, ответственные лица зашевелятся, когда эти препараты исчезнут из аптек. Но потребуется немало времени – месяца 3-4, чтобы организовать поставки из других стран. Что тем временем будут делать пациенты – непонятно.
Почти всеобщая выгода
Как отметил Варсанян, параллельный импорт лекарств – это не какая-то экспериментальная авантюра, внедрение которой может таить в себе кучу рисков. Целых два года такой импорт действовал в Армении – и были замечены лишь плюсы. Цены на многие лекарства снизились, оборот вырос: если в 2019-2020 годах этот оборот составлял около 95 млн долларов, в 2021 году на фоне параллельного импорта он вырос до 175 млн долларов. Налогов в этой сфере в прошлом году было выплачено больше на 50 млн долларов.
Рисков при этом замечено не было: импортеры покупают лекарства у проверенных лицензированных поставщиков, а не в каких-нибудь подворотнях, поэтому вопросов о подлинности лекарств также не возникает. Да и перевозку этих лекарств организуют надлежащим образом, так же, как и перевозку препаратов, купленных у официальных представителей.
Параллельный импорт, по словам Варсаняна, выгоден всем – государству, местным компаниям, населению… Не выгоден он лишь нескольким правообладателям лекарств.
По словам Варсаняна, если мы не можем решить такой простой вопрос как продление разрешения на импорт жизненно важных лекарств, как мы будем решать гораздо более серьезные проблемы, связанные, например, с безопасностью и обороной?
«Если даже с лекарствами не можем разобраться, о чем вообще речь? Похоже, мы должны просто сказать, что уже настал конец, и пора ставить точку», - сказал Варсанян.