Сдача Карвачара стала серьезной потерей для наших двух республик также с точки зрения водных ресурсов, в частности питьевой воды. Азербайджан уже проводит работы над изменением русел оставшихся в Карвачаре водных источников, естественных русел рек или по строительству водохранилищ, чтобы ограничить их сток на территорию Армении и Арцаха. Кроме того, существует и вопрос безопасности воды – в плане риска отравления воды, поступающей в армянские республики.
В рамках серии материалов «Вернем территории, чтобы жить хорошо» корреспондент Panorama.am адресовал вопросы о ситуации в сфере водных ресурсов министру иностранных дел Республики Арцах (НКР) Давиду Бабаяну, который недавно в НАН Армении представил на суд читателей книгу «Карабахская гидрогеополитика: экзистенциальные вопросы для настоящего и будущего».
– Г-ин Бабаян, в своей книге вы с научным обоснованием представили роль водных ресурсов Карвачара для Арцаха и Армении, подняли вопросы безопасности. Международные конвенции по охране природы определяют положения о трансграничном воздействии на водные ресурсы. Азербайджан также присоединился к этим конвенциям и обязан соблюдать изложенные в них требования. Намерены ли вы с Министерством окружающей среды РА бороться на международных площадках с этой крайне опасной политикой Азербайджана?
– Мы должны работать, потому что это очень серьезная проблема, серьезный вызов. Мы должны работать вместе и с Арменией, и с Диаспорой, и с Арцахом, и с международными организациями одновременно. Согласен с Вами.
Арцах многое потерял с точки зрения питьевой воды, мы потеряли 99% истоков наших водных ресурсов. На данный момент у нас пока нет тревожных процессов, остальное покажет время. Здесь также стоит вопрос безопасности вод Армении – вод рек, озера Севан. Я думаю, что если у устьев рек будут международные наблюдатели, это однозначно придаст новое качество водной безопасности, потому что от Азербайджана можно ожидать всего.
– Проблема питьевой воды в Арцахе настолько обострилась, что прошлым летом миротворцы, дислоцированные на линии разграничения сторон, помимо своей основной задачи – обеспечения мониторинга обстановки и контроля соблюдения режима прекращения огня, водовозами доставляли питьевую воду в различные населенные пункты в Арцахе.
– В прошлом году в Арцахе была засуха, и миротворцы нам тоже помогли. Я думаю, что это технические проблемы, которые нам нужно решить в ближайшие годы.
– Есть ли у Арцаха возможности и собственные ресурсы хотя бы для решения проблемы питьевой воды?
– У нас есть необходимые ресурсы питьевой воды в Арцахе, нам просто нужно развивать инфраструктуру, что является вопросом времени и соответствующих средств.
– Со сдачей Карвачара, помимо потери основных источников питьевой воды, мы потеряли и малые ГЭС, построенные на протекающих там реках, что это означает для нас?
– Энергетика Арцаха понесла большие потери, большие. Мы были самодостаточны в гидроэнергетике, даже экспортировали в больших объемах. Сейчас, мне кажется, нужно переходить к более интенсивной экономике, чтобы как-то компенсировать эти потери.
Беседовал А. Варданян
Оригинал материала на армянском языке – по ссылке.