Директор Института энергетической безопасности Ваге Давтян в беседе с корреспондентом Sputnik Армения подтвердил муссируемую в СМИ уже несколько дней информацию о том, что объем импортируемого из Ирана в Армению бензина и сжиженного газа резко сократился в связи с ситуацией на дороге Горис-Капан.
"У нас здесь действительно серьезные проблемы, и то, что происходит на дороге Горис–Капан, напрямую влияет на дефицит сжиженного газа и рост цен. Только за последний месяц цена на сжиженный газ в Армении выросла на 20 драмов", – сказал Давтян.
Однако этим подорожание не ограничится. Эксперт уверен, что новый рост цен еще только впереди. Дело в том, что сжиженный газ импортируется в Армению в крупногабаритных грузовиках, для которых построенные армянскими властями альтернативные объездные дороги будут слишком узкими и непроходимыми.
"Если эта ситуация не разрешится, естественно, дефицит увеличится, что, в свою очередь, приведет к продолжительному росту цен", – отметил он.
Однако этот рост цен наблюдается не только на внутреннем и региональном уровне, но и на мировом. Спрос на сжиженный газ в мире в последнее время резко поднялся. Воспользовавшись этим международные игроки повышают цены.
Мировые цены на нефть с "коронавирусного" 2020 года также продолжают расти, достигнув 82 долларов за баррель, что, в свою очередь, влияет на ценообразование бензина и дизельного топлива.
Повсеместный рост цен на рынке топлива, по мнению Давтяна, не обойдет стороной и армянский рынок компримированного газа.
"Поскольку большая часть автомобилей в Армении ездит на природном газе, естественно, на этом рынке произойдут определенные изменения. В частности, уже поступают сигналы из пунктов продажи сжатого газа о том, что там ожидается определенный рост цен, поскольку растет стоимость бензина, повышается также цена на сжиженный газ, и, естественно, это не может не иметь последствий, а эффект будет мультипликативным", – сказал эксперт.
В сложившейся сложной ситуации, по мнению Давтяна, определенным спасательным кругом для армянского рынка может стать российский сжиженный газ. Он уверен, что из-за закрытости или небезопасности дороги Иран-Армения, армянские импортеры постепенно сосредоточатся на импорте из России.
Но и в этом сценарии для армянского рынка имеются скрытые угрозы. Дело в том, что в РФ периодически обсуждается вопрос о введении квот на объемы экспорта сжиженного газа и бензина, чтобы уберечь внутренний рынок от инфляционных потрясений.

"Учитывая это, мы можем сказать, что, да, можно в каком-то смысле рассматривать российский вариант как спасательный круг, но если подобное решение будет принято и в отношении Армении, преодолеть возможный дефицит в этом случае будет очень сложно. А это, соответственно, отразится и на цене", - сказал Давтян.

Отметим, что импортируемый из Ирана бензин составляет около 20-25% армянского рынка, а иранский сжиженный газ – 40-50%.
Поэтому эксперты полагают, что ситуация на дороге Горис–Капан, в первую очередь, влияет на рынок сжиженного газа.
Напомним, что 10 сентября 2021 года азербайджанцы установили таможенный пункт на участке дороги Горис–Воротан, а 11 ноября - на участке Капан-Чакатен.
На этих таможенных пунктах с каждого иранского автомобиля, импортирующего топливо в Армению, взимают таможенные пошлину в 250 долларов, и еще 150 долларов – на обратном пути. В результате экспорт топлива в Армению для иранских компаний подорожал на 400 долларов, что, по признанию самих иранских водителей, им невыгодно. Предложенные армянскими властями альтернативные дороги для таких больших грузовиков непроходимы.
Насколько в результате этих изменений сократился объем импортируемого из Ирана в Армению бензина и сжиженного газа, Комитет государственных доходов пока не уточняет. Данные за второе полугодие года будут проанализированы только к концу года.
Доступная на данный момент статистика говорит лишь о том, что после кризиса 2020 года в первом полугодии текущего года объемы импорта нефтепродуктов и сжиженного газа резко возросли, как из Ирана, так и из России.
Так, импорт сжиженного газа из Ирана в январе–июне 2021 года в 10 раз превысил годовой показатель 2020 года – вместо прошлогодних 2 147 тонн импорт вырос до 21 445,3 тонны․ За полгода из России было импортировано 9 688,4 тонны сжиженного газа, в 2020 году этот показатель составил 18 477,7 тонны.
Импорт нефтепродуктов из России в первом полугодии этого года превысил годовой показатель 2020 года (172 107,8 тонны вместо 162 797,7).
При этом из Ирана за отчетный период было импортировано в два раза больше нефти и нефтепродуктов, чем за весь прошлый год - 54 055,4 тонны вместо 30 801,6 тонны.
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.