Джон Рэмбо, знаменитый американский супергерой боевиков, отлично известен всем любителям кино и видеоигр. Мощный и непобедимый, в одиночку лихо нейтрализующий целые отряды врагов... И все это в исполнении легендарного актера Сильвестра Сталлоне!
Но далеко не все знают - одним из прототипов знаменитого киногероя стал именно армянин. А именно - полковник американской армии второй мировой войны Эрнест Дервишян.
Лейтенант Эрнест (Ерванд) Дервишян, сын семьи беженцев из Западной Армении, широко отличился во время боевых действий в Италии весной 1944-го.
Все произошло 23 мая того года в бою у итальянского городка Систьерны. Армянский герой, применив тактическую хитрость и боевое искусство, тогда сумел в одиночку пленить одним за одним сразу 45 немецких солдат, при трех пулеметах. Причем смельчак же сам доставил пленных в тыл союзников. И все это под лицом огня вражеской артиллерии и снайперского обстрела!
О грандиозном подвиге Эрнеста Дервишяна тогда писала вся американская пресса той поры. А сам он был награжден высшей военной наградой США - медалью Почета (Medal of Honor).
С окончанием второй мировой Эрнест Дервишян продолжил служить в американской армии, занимал немало высоких постов в военном командовании США. В 1961 году Эрнест Дервишян стал вторым армянским генералом в армии США - после Айка Шекерджяна.
О подвиге Эрнеста Дервишяна прочитал в газетах американский писатель Дэвид Морелл. И образ своего неукротимого героя Джона Рэмбо из романа «Первая кровь» основал, в том числе, и на Эрнесте.
Говорят, Морелл даже связался при написании своего культового романа с Эрнестом Дервишяном. И проконсультировался у армянского воина по поводу некоторых военных хитростей, примененных тем на практике во время боевых действий в Италии.
Эрнест Дервишян ушел в отставку в 1981 году. Этот мир оставил 20 мая 1984 года, на 67-м году жизни.
Книгу о себе он прочитал. Знаменитый первый фильм о Рэмбо тоже посмотреть успел. Однако, как сам признавался в прессе, все же с этим героем себя напрямую не ассоциировал. Ибо все же действовал по-другому и в совершенно других обстоятельствах.