В каком-то смысле эта игра для турецкого лидера может стоить свеч. Ведь в случае удачи присутствие Турции в Афганистане может стать своеобразной отправной точкой, началом резкого усиления турецкого влияния сразу в нескольких регионах. На стыке которых, собственно, и находится Афганистан. Эдакий "ключ к дверям в Азию", который, однако, исторически предоставлял сверхдержавам, пытающимся закрепить тут свое политическое влияние, не преференции, а скорее головную боль. Касается это и Великобритании, и Советского Союза. А сейчас ту же 20-летнюю "дорогу в ад", вымощенную благими намерениями, прошли Соединенные Штаты.

Метод Эрдогана

Американцы не были бы американцами, если бы не пытались извернуться даже в нынешней критической ситуации, складывающейся в Афганистане. Терять свое геополитическое влияние в стране, которой 20 лет пытались насильно привить "западные ценности", американцы даже в сложившейся ситуации не хотят. Правда, не хотят при этом и выкладываться до конца, будь то финансово или же политически.

И в сложившейся ситуации в Вашингтоне нашли, по их же мнению, идеальное решение проблемы - натовского союзника Турцию. С учетом нынешней внешнеполитической парадигмы, которой придерживается нынешний турецкий лидер, Анкара должна вцепиться в предложение американцев руками и ногами.

Ведь на глобальной геополитической арене сейчас складывается ситуация, при которой тот же Эрдоган затеял весьма опасную игру "пан или пропал". Турецкий президент, конечно же, понимает существующие риски. Но пока везет. И на фоне последних нескольких лет, начиная с военных кампаний в Ливии и Сирии, и заканчивая откровенной авантюрой на Южном Кавказе, у Эрдогана возник эдакий комплекс вседозволенности и безнаказанности. Сумел же откровенно прирастить территории Турции северными районами Сирии? Да и на Южный Кавказ протиснулся, реализовав мечту столетней давности.

При Эрдогане турецкая армия поднаторела в операциях

Там Турция "подвинула" Соединенные Штаты, тут оттеснила Россию. Наперекор НАТО, членом которой является давно, рискнула купить ЗРК ЭС-400 российского производства, оставив с носом "заокеанского старшего брата", сумела втиснуться на труднодоступный (исключительно для элитных игроков) рынок вооружений.

Даже своим натовским "братьям по разуму" Эрдоган начал продавать злосчастные Байрактары, а для "недонатовцев" (имеется в виду Украина) на своих верфях даже начал строить корвет… Словом, везде удача преследует турецкого президента, как говорится, "в хвост и в гриву". А если успех, то его следует развивать, верно? Следует расширять свое влияние всюду, где можно зацепиться. Где-то делать упор на общность интересов. Где-то привлекать, соблазнять друзей на религиозную и языковую составляющую.

Так развивался список друзей Турции, особенно к востоку от Каспия, где сплошь и рядом тюркоязычные страны с единой верой. И именно тогда, когда, казалось бы, прошло время геополитических рывков, и следовало начать скрупулезную дипломатическую работу, вдруг на голову Анкары словно манна небесная – предложение от Вашингтона задержаться в Афганистане.

В качестве некоего своеобразного натовского (вернее даже американского) "постпреда", призванного защищать международный аэропорт в Кабуле. О таком повороте главе Турции, скорее всего, даже и не мечталось. Тем более что именно при Эрдогане турецкие войска наловчились на проведении военных операций с использованием самых современных технологий, предоставленных натовскими же союзниками.

Правда и противник на сей раз непростой. На пуштунах, воюющих за свои земли, умудрились свернуть шеи такие сверхдержавы, как Великобритания, Советский Союз, Соединенные Штаты. И нет гарантии, что тот же Эрдоган с задачей справится. Тем более, что те же талибы уже достаточно четко высказали свое несогласие с присутствием турецких войск после ухода американцев.

Причем высказали свое несогласие достаточно жестко, хоть и восточная изощренность все-таки присутствует. "Объявление турецких правителей о продолжении агрессии против нашей страны по просьбе и решению Соединенных Штатов вызывает у нас ненависть и вражду и наносит ущерб двусторонним отношениям", - говорится в опубликованном во вторник в афганских СМИ заявлении террористического движения "Талибан" (запрещено в России).

Талибы достаточно четко дают понять турецкой стороне - считают, что Вашингтон попросту стравливают их, договариваясь с Анкарой, чтобы ее войска остались в Афганистане после вывода войск западной коалиции во главе с американцами. А еще уже почти дорвавшиеся до власти талибы решительно осуждают это "зловещее решение". "Поскольку такие решения создают проблемы и трудности между турецким и афганским народами. Мы (имеется в виду Талибан) настоятельно призываем турецкие власти отменить его во избежание нанесения ущерба обеим странам", - отмечается в заявлении.

Действительно изощренно, чисто "по-восточному", ничего не скажешь. Только вряд ли Эрдоган послушает умного совета. Он другие вопросы, другие проблемы для себя решать будет. И пользоваться будет не только теми 500 турецкими солдатами, которые уже сейчас наличествуют в Афганистане.

Турецкие прокси в боях за Кандагар и Кабул?

В СМИ уже активно муссируется информация о том, что Анкара начинает перебрасывать в Афганистан своих "прокси". Тех самых боевиков из Сирии, которых использовали сначала в Ливии, потом на Южном Кавказе (во время последней карабахской войны). Сейчас же источники называют даже цифры – от двух до трех тысяч боевиков - и зарплату порядка двух тысяч долларов в месяц за бои, к примеру, в Кандагаре или на подступах к Кабулу.

А еще очевидно, что есть у турецкого руководства и своеобразный "ключик" к самим пуштунам. Договариваться с талибами Эрдогану поможет один из его ближайших союзников – Пакистан. А еще узбекское национальное меньшинство, которое имеет немалый вес в Афганистане. С ними - "братьями по вере" - у турок тоже очень даже приличные отношения.

Так что, с другой стороны, недавнее заявление Талибана можно рассматривать еще и как желание "прощупать" настроения Турции, которая, кажется, все-таки решится остаться на подступах к международному аэропорту в Кабуле. Ну а если учесть, что турецкое руководство (и Эрдоган, и министр обороны Акар) в первую очередь затребовали у американцев финансовые компенсации за охрану кабульского аэропорта (американцы же согласились), то следует понимать, что туркам с талибами есть о чем поговорить.

Все-таки единоверцы, на что, собственно, сами Соединенные Штаты и рассчитывают, соблазняя своего союзника по НАТО. Ну а если не получится договориться, то Эрдоган, скорее всего, завязнет в "афганском капкане". Или же уйдет оттуда, несолоно хлебавши.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.