Процесс разрешения армяно-азербайджанского приграничного кризиса нужно рассматривать в контексте глобальных процессов, связанных в первую очередь с дальнейшей делимитацией и демаркацией границ. Такое мнение в интервью Sputnik Армения выразил военный обозреватель Давид Арутюнов, комментируя вопрос размещения российских пограничников вдоль границы в Гегаркуникской области.
Ранее губернатор Гегаркуника Гнел Саносян сказал нашему изданию, что российские пограничники в ближайшие дни будут размещены на тех участках, где азербайджанские подразделения нарушили границу с Республикой Армения. Позже глава Генштаба Артак Давтян сказал журналистам, что окончательное решение пока не принято, но процесс идет. В свою очередь и.о. вице-премьера Тигран Авинян сказал журналистам в среду, что предстоит очередной раунд переговоров.
По мнению Арутюнова, Азербайджан будет давить до конца с тем, чтобы получить как можно больше уступок в процессе сверки границ. Именно поэтому Баку торопит с демаркацией и делимитацией. Он понимает, что сейчас он сильнее, и можно в этом процессе выбить как можно больше уступок со стороны Еревана. Вероятность уступок есть, а информационный вакуум в этом вопросе лишь усиливает эти опасения.
С точки зрения эксперта, в процессе урегулирования приграничных проблем вопросов гораздо больше, чем ответов. Конечно, фактор России играет позитивную роль тем, что он может предотвратить конфликт. А в предотвращении конфликта больше всех заинтересованы Армения и Россия.
"Насколько я могу судить, главное сейчас – это предотвратить возможные столкновения. Но что будет потом, к каким договоренностям стороны придут, сложно сказать. Непонятен и график сверки границ. Я не исключаю, что эти договоренности действительно существуют, и график также понятен. Но все это держится в тайне от общества", - отмечает Арутюнов.
Важно также знать, как будет осуществляться защита границ после делимитации и демаркации – останутся там стоять российские пограничники, или же Армения и Азербайджан своими силами продолжат охранять границы. Учитывая опыт в Сюнике, не исключено, что российское присутствие в Гегаркунике сохранится и после решения всех вопросов демаркации.
Наш собеседник полагает, что азербайджанцы оказывают давление на армянскую сторону еще и с целью получения т.н. "Зангезурского коридора" например. Руководство в Баку периодически говорит о коридоре, армянские власти в свою очередь твердят, что речь всего лишь идет о разблокировке дорог, причем взаимной. Эти разночтения и затрудняют переговоры. Но Арутюнов обращает внимание на то, даже если это всего лишь открытие дорог, как говорят в Ереване, и никакого коридора не будет, то вопрос в том, кто будет обеспечивать безопасность этой дороги.
Если будут размещены иностранные вооруженные силы, в том числе и российские, то статус дороги уже меняется, она перестает быть всего лишь коммуникацией.
"Но и здесь опять-таки мы имеем дело с дефицитом информации. Не исключено что руководство Армении не раскрывает карты, чтобы лишний раз не нагнетать внутриполитическую обстановку", - добавляет Арутюнов.
В то же время он отмечает, что и армянская оппозиция не предложила никакой практической альтернативы для решения вопросов демаркации. Оппоненты властей также считают, что процесс этот рано или поздно должен произойти. Возможно, они были бы чуть настойчивее в отстаивании интересов Армении, но это в данном контексте не столь принципиально. Важно то, что и оппозиция в случае прихода к власти вступила бы в этот процесс.