Нынешняя предвыборная кампания в Армении без преувеличения стала самой конфронтационной. Риторика участников гонки, методы черного пиара, взаимные компроматы и обвинения – все обострило и без того напряженную внутриполитическую атмосферу в стране.
По мнению политолога Гарика Керяна, ожесточенная борьба была и на предыдущих парламентских либо же президентских выборах, технологии взаимного "уничтожения" использовались и в предшествующие годы, но такого накала страстей не было никогда.
Одним из символов нынешних выборов, наверное, станет молоток, которым уже несколько дней в ходе митингов размахивает и.о. премьера Никол Пашинян. Инструмент ему подарили на одной из встреч жители Егварда в знак "железного мандата", которым должны наделить Пашиняна избиратели. Этот "железный мандат" придет на замену "бархатному" и, как обещает правящая команда, в случае воспроизводства на выборах пощады коррупционерам и рвачам не будет.
Пашиняновский молоток вызвал неоднозначную реакцию в обществе. Многие обвиняют и.о. премьера в попытке задействовать насильственные методы политической борьбы. А основной оппонент Пашиняна – второй президент Роберт Кочарян назвал поведение и.о. премьера доказательством его слабости.
Керян же в этой связи отмечает, что молоток имеет больше символическое значение. Пашинян тем самым угрожает и призывает к порядку своих соперников, пытаясь как бы предотвратить нежелательные действия с их стороны.
"Нужно иметь в виду, что остальные силы также не брезгуют риторикой ненависти, хейтспичем и навешиванием ярлыков на оппонентов. Политическая обстановка и межличностные отношения настолько напряжены, что о здоровой конкуренции, конкуренции программ и идей не может быть и речи. Мы слышим бесконечные угрозы привлечь к ответственности оппонентов в случае победы на выборах. Это, безусловно, и порождает нынешнюю враждебную атмосферу", - сказал Керян в интервью Sputnik Армения.
Он убежден, что и пашиняновский молоток, и взаимные оскорбления свидетельствуют о крайней отсталости политической системы в Армении. Страна буквально превратилась в гигантский политический "базар".
"В отличие от Армении, в развитых демократических государствах избирательные процессы регламентируются законом. В законе четко прописано, что можно делать, а что – нет. Особо сильный контроль осуществляется за финансовыми потоками политических партий, соответствующие структуры пристально следят, кто сколько тратит, откуда получает финансирование, как формируются эти средства. Финансовые потоки должны быть открытыми и прозрачными для общества", - говорит наш собеседник.
По всем этим стандартам Армения очень сильно отстает от передовых стран. В республике, по словам эксперта, нет и намека на прозрачность финансовых потоков и контролируемость. К тому же в странах с прочными демократическими институтами законодательство регулирует и риторику политических сил. Закон устанавливает строгую ответственность за риторику насилия, ненависти. И не имеет значения, власть это или оппозиция.
Эксперт Института Кавказа Грант Микаелян, комментируя тему молотка, отмечает в свою очередь, что использование орудий труда во время агиткампании, пожалуй, можно считать армянским "ноу хау". Эксперт отслеживал множество предвыборных кампаний, но не помнит, чтобы политики с трибуны махали подобными инструментами и угрожали своим противникам.
"Но если серьезно, то такой жест со стороны Пашиняна - это демонстрация решимости, агрессии, беспощадности к своим соперникам. Я бы рассмотрел это и с точки зрения определенных личностных факторов. Пашинян таким образом, скорее, транслировал свои внутренние ощущения. Он чувствует, что ему не хватает молотка, это некая подспудная демонстрация слабости", - заявил политолог Sputnik Армения.
По его словам, еще месяц назад и.о. премьера был более уверен в своей победе, сейчас этой уверенности нет. В качестве индикатора такой неуверенности можно считать решение начать митинги на следующий день после голосования, с 21 по 24 июня. Это обычно делает проигравшая сторона. Возможно, Пашинян допускает свое поражение - вероятность не стопроцентная, но достаточно высокая, чтобы включить ее в ролевую модель.
Избирательная кампания также стала катализатором конфликта Пашиняна с рядом крупных хозсубъектов. Во время митингов в Сюнике и Вайоц Дзоре и.о. премьера "наехал" на Зангезурский медно-молибденовый комбинат и компанию "Газпром Армения".
Последняя является крупнейшим налогоплательщиком Армении, ЗММК также занимает лидирующие позиции. Пашинян обвинил руководство этих компаний в том, что они вмешиваются в политические предпочтения сотрудников, заставляют ходить на митинги оппозиции или же запрещают участвовать в предвыборных встречах самого Пашиняна.
Несмотря на то, что обе компании не являются государственными, и.о. премьера пригрозил руководству массовыми увольнениями после победы на выборах. Интересно, что прежде между политическим руководством и крупным бизнесом такого публичного выяснения отношения не было. Конфликты, конечно возникали, но стороны предпочитали замять их в кулуарах.
Сейчас противоречия вылились наружу. Керян считает, что после выборов заявления Пашиняна о вмешательстве этих предприятий в политику должны стать предметом правового разбирательства. Сейчас давать какую-то политическую или экспертную оценку преждевременно. Одно можно сказать, что в силу неразвитости политической системы крупный бизнес имеет серьезное влияние на политику.
Микаелян со своей стороны обращает внимание на то, что заочная полемика между властями и двумя упомянутыми предприятиями еще не означает конфликт с крупным бизнесом в целом. Значительная часть этого бизнеса по-прежнему поддерживает власть, а некоторые его представители и вовсе оказались в избирательном списке правящего "Гражданского договора".
Но в то же время Пашиняна поддерживает тот сегмент бизнеса, который административно зависит от власти. Этого нельзя сказать ни о Зангезурском комбинате, ни о ЗАО "Газпром Армения". Более того, оба предприятия ассоциируются с политическими оппонентами Пашиняна. В одном случае это экс-губернатор Сюника и третий в списке кочаряновского блока "Армения" Ваге Акопян, во втором - речь идет о бывшем премьере Карене Карапетяне, который также выступил в поддержку Кочаряна.
В то же время ни Зангезурский комбинат, ни "Газпром Армения" не боятся лишиться неформальных льгот или быть наказанными в результате налоговых проверок. Эти компании независимы от власти и именно поэтому они больше не обязаны учитывать мнение политического руководства.