Приграничный кризис между Арменией и Азербайджаном остается неурегулированным. Войска противника с 12 мая находятся на территории Армении в Сюникской и Гегаркуникской областях. В Сюнике азербайджанские ВС занимают позиции у Черного озера (Сев лич) вблизи Гориса, а в Гегаркунике они частично контролируют приграничный участок в направлении села Кут.
За это время между сторонами произошли стычки, в ходе которых с армянской стороны 25 мая погиб военнослужащий-контрактник. Гибели предшествовали несколько случаев потасовок между военнослужащими двух стран. В Сеть "слили" несколько видеокадров с настоящими рукопашными боями. В условиях, когда десяткам вооруженных до зубов мужчин в военной форме приходится постоянно "толкаться" друг с другом, велик риск того, что у кого-нибудь из них рука рано или поздно потянется нажать на курок.
А утром 27 мая стало известно, что шестеро армянских военных в Гегаркунике были захвачены в плен во время инженерных работ на своей же территории. И.о. премьера Никол Пашинян назвал это похищением. Официальный Ереван потребовал от Баку срочно вернуть военных. Однако переговоры пока не привели к желаемым результатам. Вечером того же дня, 27 мая, обстановка в направлении Кута накалилась, инсайдерские источники сообщали о перестрелках. В последующие дни обстановка немного стабилизировалась.
За это время армянские власти, в том числе и военное руководство неоднократно говорили, что если переговоры об отводе сил противника на исходные позиции не приведут к результатам, то Ереван оставляет за собой право на применение силы. И действительно, по всем упомянутым направлениям за последние дни стянуты значительные силы: личный состав, военная техника. Налажено и бесперебойное тыловое обеспечение. И хотя сторонам пока удается избежать масштабного конфликта, тем не менее обстановка может выйти из-под контроля в любой момент, и следовательно, масштабные боевые действия между Арменией и Азербайджаном меньше чем через год после войны в Карабахе не выглядят чем-то невероятным.
Особенно агрессивно ведет себя официальный Баку. Победа Азербайджана осенью 2020 года, некоторое превосходство в живой силе и технике, с другой стороны политический кризис в Армении – все эти факторы вселяют в бакинское руководство уверенность в относительно быстрой победе над армянской армией. Но несмотря на депрессивные настроения и управленческий хаос в Ереване, здесь не сидят сложа руки. За последние несколько месяцев военное руководство активно занимается пополнением арсенала с помощью России. Называть номенклатуры вооружений мы, естественно, не станем, но в этом направлении ведется интенсивная работа.
Новая война в регионе вряд ли станет легкой прогулкой для сторон – учитывая хрупкую расстановку сил, боевые действия обострят и без того сложный клубок противоречий между региональными и глобальными державами. Случись что, в стороне не смогут остаться ни Россия, ни безоговорочно поддерживающая Азербайджан Турция, ни Иран. Ситуация для него особенно шаткая, учитывая, что гипотетическая потеря Арменией Сюникской области закроет для Тегерана "окно на север". Иран неоднократно на разных уровнях заявлял, что не допустит изменения региональной карты – это для него "красная линия".
Столкновение Армении и Азербайджана способно привести к опосредованному конфликту Москвы и Анкары. Во-первых, Армения – член Организации Договора о коллективной безопасности, и любая агрессия против нее – это агрессия против остальных стран-участниц Договора.
Правда, в последнее время в адрес организации в Армении звучат определенные укоры из-за ее мнимого бездействия в приграничном кризисе. Но нетрудно догадаться, что наращивание градуса противостояния поставит организацию перед необходимостью предпринять реальные шаги, иначе неизбежны серьезные геополитические издержки. Этого, как представляется, не хочет никто. Во-вторых, между Ереваном и Москвой действуют двусторонние договора о военной помощи. Безусловно, в Баку и Анкаре велик соблазн испытать эти соглашения на прочность. Но конечный успех этой авантюры для двух столиц не гарантирован, потому, вероятно, дальше рукопашных схваток дело до сих пор не заходило. Как долго будет продолжаться эта игра нервов, не знает никто, даже люди в высоких кабинетах.