«Группа альтернативных проектов» представляет статью Ваге Ованнисян:
«10 ноября Пашинян находился в бункере, из неизвестного места делал «лайв» в неуравновешенном состоянии.
10 ноября невозможно было найти ни одного мойшаговца: они исчезли, улетучились. Они боялись даже выразить поддержку своему товарищу Арарату Мирзояну. Не было никого, кто бы поддержал Арарата. Все они – от лидера и до рядового рюкзака – уже осознавали реальность, понимали, что сотворили с Арменией и армянским народом. В эти дни они думали не о сохранении власти, а о том, как бы выжить.
В течение последующих месяцев произошла невероятная трансформация: они вылезли «из подполья». Сначала – осторожно: только работа и испуганные интервью.
Потом – более уверенно, а сейчас – подчеркнуто агрессивно, с наглыми формулировками, смелостью обвинять других с заявкой на воспроизводство.
Ключ этой невероятной трансформации на наших глазах в одном вопросе: «А что, собственно говоря, случилось-то...?».
Вначале Пашинян и его команда мысленно задавали этот вопрос, чтобы успокоить себя. Потом – шепотом, затем – вполголоса, уговаривая других, а потом – крича и принуждая других.
На первом этапе этот вопрос был для всех искусственным и имел чисто самоуспокаивающее значение. В последующие месяцы они начали внушать себе, затем - верить: на самом деле, а что, собственно говоря, произошло-то…
«Была война, мы проиграли по вине прежних, ведь во время войны бывают жертвы, ну а сейчас мир и, открыв границы, мы будем развиваться». Если на протяжении шести месяцев повторять эту мысль, то начнешь вполне верить в это.
Проблема в том, что часть общества также дает на этот вопрос этот ложный ответ и постепенно смиряется с этим ответом, верит в него.
Однако это очень временный самообман.
Какой-то контингент действительно может убедить себя в том, что ничего особенного не произошло, пройдет — забудется. Но реальность в том, что произошло самое ужасное – погибло целое поколение, развалилась система безопасности страны, большая часть твоей страны потеряна, твои памятники оскверняют на твоих глазах и на глазах цивилизованного мира. А впереди – неопределенность.
Эта власть совершила самое ужасное – принесла войну стране. Мирная, безопасная Армения со своим Арцахом ранена и истекает кровью. Откуда тысячи светлых парней было знать, что исторические случайности за два с половиной года «обменяют» их на открывающиеся коммуникации и в конце спросят: что, собственно говоря, случилось?
А случилось самое худшее: произошло бедствие, произошло такое, чего не должно было быть.
Спустя какое-то время пройдет и естественный шок, и искусственный, самоуспокаивающий вопрос власти. Тогда мы все столкнемся с ужасающей реальностью и начнем снова строить, надеюсь, сделав выводы. Будущее – это новая страница».