Европейские же подписанты СВПД, в отличие от Москвы и Пекина, никак не могут определиться. И накануне венской встречи единственное, до чего они додумались — это уговорить Тегеран "быть поконструктивнее" в австрийской столице.
В преддверие встречи в Вене Тегеран ужесточил свою риторику
Судя по информации и официальным заявлениям, поступающим из Тегерана, венская встреча подписантов иранского "ядерного" соглашения, каких-либо прорывов в отношениях между конфликтующими Ираном и США обеспечить не способна. Рассчитывать на то, что из Австрии американские и иранские дипломаты уедут, хоть о чем-то договорившись (пусть даже через посредников), особо не приходится.
Наоборот, в преддверии встречи в Вене Тегеран ужесточил свою риторику. Чувствуется, что недавно подписанное сроком на 25 лет стратегическое соглашение с Китаем, согласно которому в экономику ИРИ будет инвестировано порядка 400 миллиардов долларов, придало иранской дипломатии уверенности в себе и в своих силах.
Горячее дыхание Пекина над иранскими "ядерными" договоренностями чувствуют и в Вашингтоне, и в европейских столицах. Именно поэтому европейские дипломаты и чиновники стараются сейчас в максимальном темпе добиться хоть каких-то подвижек в конфликте, в котором завязла администрация Байдена с первого же дня своего пребывания в Белом Доме. Конечно же, и в Евросоюзе, и в США понимают, что время работает не на них.
Что Москва и Пекин постепенно начинают перехватывать инициативу. Что процесс обогащения урана в иранских центрифугах продолжается. Что запас терпения и нервов у Израиля, тщательно следящего за развитием ситуации вокруг "ядерного" соглашения на исходе. Все это в комплексе буквально силком заставляет дипломатов из ЕС и США решиться хоть на какие-то конкретные шаги.
Ситуация для подписантов СВПД (Совместного всеобъемлющего плана действий) Вашингтона, Лондона, Парижа и Берлина - хуже не придумаешь. На самом деле американский Госдеп сам себя загнал в цугцванг, при котором любой шаг в ту или иную сторону предполагает ослабление своих позиций. Согласиться на требование Тегерана (что на самом деле вполне логично и правильно) и снять все без исключения санкции с Ирана приведет к "потере лица".
От этого американская дипломатия, позиционирующая себя гегемоном на международной политической площадке, отвыкла давно. С другой стороны, единолично, ни с кем не посоветовавшись, ушедшие из иранской "ядерной" сделки Соединенные Штаты тем самым уже тогда не оставили себе, образно говоря, "запаса прочности" для возобновления переговоров.
Время работает отнюдь не в пользу США и их союзников
В Вашингтоне это понимают. Видимо поэтому и привлечены все союзнические (европейские) дипломатические силы, чтобы объединенными усилиями хоть как-то вывести заокеанских друзей из щепетильной ситуации. Уже понятно, что с ходу в карьер никто в Соединенных Штатах не собирается полностью отменять иранские санкции. Там настроены всего лишь "чуть-чуть ослабить" давление на иранскую экономику и финансы.
Скажем, на остановку центрифуг, в которых продолжает "обогащаться иранский уран". Тем самым, думают в Вашингтоне, удастся успокоить тель-авивских союзников, которых эти самые центрифуги действительно сильно нервируют. Настолько, что не исключены даже резкие телодвижения израильтян против иранских ядерных лабораторий (с применением оружия).
Затем, видимо предполагают в Госдепе, в обмен на еще какие-то незначительные поблажки им удастся заставить иранскую дипломатию пойти на уступки. Скажем, в виде добавления в список "ядерного" соглашения той самой злосчастной строчки, касающейся иранских баллистических разработок (так называемая "ракетная программа" Ирана). Тем самым, рассчитывают американцы, им удастся успокоить своих ближневосточных партнеров.
Ведь некоторые арабские страны (например, Саудовская Аравия) действительно сильно беспокоятся из-за иранских баллистических разработок, и вообще активного "поведения" Тегерана в регионе Ближнего Востока. В США планируют, что итогом такой "ползучей" дипломатии станет подписание нового соглашения. Не возвращаясь к прежнему СВПД.
Именно поэтому в Белом Доме стараются все время говорить исключительно о временном факторе, необходом для того, чтобы найти общий язык между договаривающимися сторонами.
"Этот (в Вене) - долгожданный и потенциально конструктивный первый шаг, даже если впереди долгий дипломатический путь, как это было во время первых переговоров по СВПД. Мы очень ясно видим, какие остаются препятствия" говорит накануне венской встречи пресс-секретарь Белого Дома Джен Псаки.
Так что следует понимать, что Госдеп намерен и дальше, как говорится, по максимуму "мурыжить" все вероятные договоренности, выигрывать время в расчете, что у Тегерана в итоге сдадут нервы, и он предпочтет пойти на уступки, чтобы наконец-то добраться до своих замороженных счетов.
В отличие от европейских подписантов Москва и Пекин определились давно
Однако это все понимают не только в Вашингтоне и в европейских странах, но и в Тегеране. Не говоря уж о Москве и Пекине. Тегеран, в ответ на подобные "выкрутасы" заокеанских дипломатов, накануне венской встречи попросту ужесточает свою риторику.
"Путь четок: американские санкции должны быть сняты полностью, в этом необходимо удостовериться, после чего Иран примет свои меры. Иными словами, есть лишь один шаг, а не шаг за шагом, и этот один шаг - снятие всех санкций, после чего Иран готов отказаться от своих корректирующих мер, принятых из-за нарушения сторонами договора", — говорит официальный представитель министерства иностранных дел Ирана Саид Хатибзаде.
То есть Иран в открытую говорит о том, что в столице Австрии вообще ни на какие уступки идти не намерен, а встреча в Вене носит лишь технический характер.
Есть лишь один вариант - группа 4 плюс один (РФ, КНР, Франция, Британия и Германия) должна суметь стать гарантом выполнения американцами своих обязательств по иранской "ядерной" сделке. Только в этом случае можно будет считать, что венские переговоры увенчались успехом, утверждает иранская сторона. Что касается европейских подписантов СВПД, то они пытаются хоть как-то убедить иранцев.
На днях с министром иностранных дел Ирана Зарифом связывался его британский коллега Доминик Рааб. С заявлением выступил и глава французского внешнеполитического ведомства Ле Дриан, который сообщил, что во время телефонного разговора призвал своего иранского коллегу "придерживаться конструктивного подхода".
Быть может, накануне переговоров свое слово скажет и Берлин. Что касается Москвы и Пекина, то они, кажется, пока намерены лишь внимательно следить за развитием событий. У России вполне конкретная позиция, несколько отличающаяся от европейских коллег.
"Россия как участник СВПД заинтересована в том, чтобы ядерная сделка была восстановлена в полном объеме, конечно, будет совместно с другими участниками предпринимать все необходимые шаги, которые будут способствовать выходу на конкретные договоренности" - говорит представитель РФ при международных организациях в Вене М. Ульянов.
К этому, разве что, следует добавить подписанное Китаем 25-летнее стратегическое партнерство с Ираном. Ну и ожидаемый визит в Тегеран российского министра иностранных дел Лаврова.